Недействующий

О таможенном регулировании в Российской Федерации

Официальный отзыв на проект федерального закона N 389032-5 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", вносимый депутатами Государственной Думы Морозовым О.В., Васильевым Ю.В., Федоровым Е.А., Хором Г.Я., Коганом А.Б., Макаровым А.М.



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - законопроект).

Законопроектом предусматривается закрепление основных принципов перемещения товаров при их ввозе в Российскую Федерацию, вывозе из Российской Федерации и перевозке по территории Российской Федерации под таможенным контролем, правил определения страны происхождения товара, порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования таможенного союза.

Законопроект разработан в связи с принятием Таможенного кодекса таможенного союза, который является неотъемлемой частью Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, подписанного 27 ноября 2009 года главами государств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, который вступает в силу с 1 июля 2010 года.

Согласно Таможенному кодексу таможенного союза регулирование отдельных правоотношений, а также установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств - членов таможенного союза.

Целью законопроекта является:

1) обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, решений органов таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;

2) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;

3) совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

4) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации;

5) создание условий для развития внешнеэкономической деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.

Законопроектом предусмотрен ряд упрощений таможенного администрирования, направленных на реализацию ключевых задач модернизации российской экономики и поддержки высокотехнологичных и инновационных производств:

- упрощенные процедуры при экспорте высокотехнологичного оборудования и импорте комплектующих для его создания;

- сбалансированный комплекс упрощений для производственных предприятий - уполномоченных экономических операторов, позволяющий минимизировать административную нагрузку при сохранении качества и эффективности осуществления таможенного контроля;

- облегченный порядок международного обмена научными и коммерческими образцами, ввоза запасных частей для ремонта транспортных средств иностранного производства.

Издание подзаконных актов по вопросам, существенно затрагивающим права и интересы участников ВЭД, возложено на Правительство Российской Федерации. Ведомственные подзаконные акты по вопросам, затрагивающим компетенцию других органов государственной власти, предусмотрено принимать только по согласованию с такими органами государственной власти. Если ведомственные акты могут влиять на условия предпринимательской деятельности необходимо согласование с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности.

В законопроект включены нормы, призванные компенсировать риски, связанные с возможными негативными последствиями для эффективности таможенного контроля при создании единой таможенной территории таможенного союза в Российской Федерации:

- усилена правовая база осуществления таможенного контроля после выпуска товаров;

- законодательно определены ключевые правила осуществления таможенными органами процессуальных действий;

- предоставлены права Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации принимать неотложные меры по регулированию ввоза товаров в Российскую Федерацию и вывоза товаров из Российской Федерации, в том числе с территорий государств-членов таможенного союза, и определять механизмы контроля за соблюдением таких мер.

Переходные положения законопроекта призваны нивелировать возможные негативные эффекты при введении нового правового регулирования в области таможенного дела.

Вместе с тем, законопроект нуждается в юридико-технической и лингвистической доработке при подготовке ко второму чтению.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект.

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
В.Зубков