Вносится депутатами
Государственной Думы
О.В.Морозовым,
Ю.В.Васильевым,
Е.А.Федоровым,
Г.Я.Хором,
А.Б.Коганом,
А.М.Макаровым
Проект N 389032-5
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О таможенном регулировании в Российской Федерации
Общие положения
1. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, решений органов таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;
2) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;
3) совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;
4) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации;
5) создание условий для развития внешнеэкономической деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей; устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области таможенного дела; определяет права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; устанавливает правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации; регулирует властные отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации.
1. В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), установленные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов таможенного союза.
В случаях и порядке, предусмотренных международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза, актами органов таможенного союза, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.
3. При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах таможенного союза, применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим федеральным законом.
В случаях, указанных в первом абзаце настоящего пункта, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений и мер таможенно-тарифного регулирования федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации могут устанавливаться иные требования и процедуры, чем установлены таможенным законодательством таможенного союза и настоящим Федеральным законом и определяться уполномоченные органы, осуществляющие функции по контролю и надзору соблюдения установленных мер.
Действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения запретов и ограничений, установленных Российской Федерацией в одностороннем порядке, могут определяться нормативными правовыми актами, которыми устанавливаются такие меры.
1. Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации законодательства о таможенном деле в Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.
1. Правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
Официально опубликованные международные договоры, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза, и решения органов таможенного союза действуют в Российской Федерации непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения.
Правительство Российской Федерации вправе определять порядок применения актов таможенного законодательства таможенного союза в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Законодательство о таможенном деле в Российской Федерации состоит из Таможенного кодекса таможенного союза, иных международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза, решений органов таможенного союза, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.
Если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза, к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, являющихся налогами, законодательство о таможенном деле в Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валюты государств-членов таможенного союза, валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, международным договором государств-членов таможенного союза, а также в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
3. Федеральные законы в области таможенного дела в Российской Федерации принимаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Правовые отношения в области таможенного дела могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.
5. Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты в области таможенного дела только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области таможенного дела, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.
6. Если Таможенным кодексом таможенного союза, другими международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза, актами органов таможенного союза установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом либо иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области таможенного дела, применяется законодательство таможенного союза.
1. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе, имеют следующее значение:
1) ввоз товаров в Российскую Федерацию - перемещение любых товаров на территорию Российской Федерации любым способом;
2) вывоз товаров из Российской Федерации - перемещение товаров из Российской Федерации любым способом, а также совершение действий, направленных на осуществление вывоза товаров из Российской Федерации;
3) вывоз товаров из Российской Федерации за пределы таможенного союза - вывоз товаров из Российской Федерации, если страной назначения товаров в соответствии с намерениями лиц, осуществляющих перемещение товаров, является территория государства, не являющегося членом таможенного союза;
4) российское лицо - юридическое лицо с местонахождением в Российской Федерации, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и постоянно проживающее в Российской Федерации, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством о таможенном деле в Российской Федерации установленные правила относятся к физическим лицам;
5) товары - любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации.
2. Термины в области таможенного регулирования и таможенного дела используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных в Таможенном кодексе таможенного союза и иных актах законодательства таможенного союза.
3. Все иные термины употребляются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.
1. Нормативные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и имеют обратную силу только в случаях, прямо установленных актами законодательства таможенного союза и федеральными законами.
2. Нормативные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, когда:
соответствующие положения актов таможенного законодательства таможенного союза или нормативных правовых актов Российской Федерации, на основании и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела, вводятся в действие в более короткие сроки;
актами таможенного законодательства таможенного союза или настоящим Федеральным законом установлен специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела;
нормативные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела устанавливают более льготный порядок, чем действующий в части требований представления документов и сведений, сроков для принятия решений таможенными и иными государственными органами или других административных (процедурных) ограничений. В указанных случаях нормативные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут вступать в силу в более короткие сроки.
1. Нормативные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела действуют на всей территории Российской Федерации, а также на территориях находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза, может быть предусмотрено применение законодательства Российской Федерации о таможенном деле на территории государства - члена таможенного союза при вывозе российских товаров или продуктов их переработки с территории этого государства - члена таможенного союза за пределы таможенной территории таможенного союза.
3. Международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено действие нормативных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела на территории иностранного государства или действие нормативных правовых актов иностранного государства на территории Российской Федерации при осуществлении таможенными органами Российской Федерации совместного таможенного контроля с таможенными органами этого иностранного государства.
1. Положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации товаров и транспортных средств.
2. Положения нормативных и иных правовых актов федеральных органов исполнительной власти не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства таможенного союза, федеральных законов и актам Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, устанавливать требования, условия и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства таможенного союза, федеральными законами и актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в области таможенного дела.
3. Нормативный правовой акт Российской Федерации в области таможенного дела признается не соответствующим настоящему Федеральному закону, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права лиц, установленные таможенным законодательством таможенного союза и настоящим Федеральным законом;
3) изменяет установленные таможенным законодательством таможенного союза и настоящим Федеральным законом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о таможенном деле в Российской Федерации, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Федеральным законом;
4) изменяет содержание понятий, определенных таможенным законодательством таможенного союза, либо использует эти понятия в значении, отличном от применяемого в таможенном законодательстве таможенного союза.
4. Признание нормативного правового акта Российской Федерации в области таможенного дела не соответствующим настоящему Федеральному закону осуществляется в судебном порядке.
5. Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела.
6. Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, принятие которых предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.