Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров предполагает разработку и реализацию программы подготовки кадров по геологическим специальностям, включающей организационные, нормативно-правовые и финансово-экономические мероприятия, направленные:
на обеспечение кадрового потенциала отрасли;
на обеспечение качественной профессиональной кадровой подготовки;
на оптимизацию размещения образовательных центров;
на организацию мониторинга кадровой ситуации.
Обеспечение потребностей в кадровых ресурсах необходимо решать, прежде всего, за счет повышения престижа профессии геолога и закрепления в отрасли специалистов, получивших соответствующее образование. Решению этой проблемы будут способствовать:
реализация программ целевой подготовки специалистов горно-геологического профиля с высшим и средним профессиональным образованием на основе договоров на целевую контрактную подготовку, заключаемых между студентом и работодателем;
обеспечение конкурентного уровня материального вознаграждения работников отрасли;
установление вознаграждения за выслугу лет и введение социальных гарантий;
признание научных достижений и достойное поощрение первооткрывательства;
расширение возможности научного, профессионального и административного роста.
Обеспечение качественной подготовки кадров требует постоянного обновления знаний и реализации принципов непрерывности общей и профессиональной подготовки специалистов по всем образовательным уровням.
В общеобразовательных учебных заведениях предполагается развитие детско-юношеских геологических движений (геологические кружки, молодежные геологические партии и экспедиции, экскурсии, выставки, олимпиады и конкурсы), обеспечивающих популяризацию среди молодого поколения профессий горно-геологической направленности.
Система подготовки специалистов геологического профиля в высших учебных заведениях предусматривает:
рациональную модель подготовки специалистов, способных принимать инженерные решения в процессе практической деятельности на основе принципа неразрывного единства теоретического и практического обучения;
подготовку кадров для осуществления инновационной деятельности в области наукоемких технологий и коммерциализации результатов научных разработок;
повышение доли практической компоненты в обучении за счет увеличения роли и обеспеченности самостоятельной работы студентов с целью повышения их творческой активности;
закрепление за высшими учебными заведениями и средними специальными учебными заведениями производственных организаций в качестве постоянных баз производственной практики студентов;
стимулирование заинтересованности организаций в проведении преддипломной практики с последующим трудоустройством выпускников высших учебных заведений;
развитие региональных центров (полигонов) для прохождения студентами учебной практики при ведущих высших учебных заведениях горно-геологического профиля;
переоснащение учебно-лабораторной базы образовательных учреждений и совершенствование их научно-методической базы в соответствии с текущими и перспективными задачами отрасли;
объединение учебно-образовательных ресурсов и программ в единую общероссийскую систему непрерывного геологического образования и управления знаниями, а также применение в рамках этой системы инновационных технологий и методов обучения специалистов;
создание в профильных научно-исследовательских институтах кафедр высших учебных заведений, способствующих участию студентов в научно-исследовательском процессе.
Для обеспечения послевузовской подготовки специалистов и руководителей геологической отрасли планируется восстановить:
сеть учебных центров повышения квалификации, обеспечив разработку новых организационных, финансовых и методических основ их деятельности;
формирование отраслевого кадрового резерва;
целевую подготовку кадров высшей квалификации для нужд геологической отрасли.
Проблему рационального размещения образовательных центров предполагается решить с учетом существующей географии учебных заведений, количественных и качественных показателей выпуска специалистов, а также задач, стоящих перед геологической отраслью на территориальном, региональном и федеральном уровнях.
Организация кадрового мониторинга геологической отрасли будет заключаться в целенаправленном отслеживании динамики и эффективности подготовки, переподготовки и использования специалистов и руководителей различных уровней геологической отрасли.