СОГЛАШЕНИЕ
об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза
____________________________________________________________________
Не действует с 1 января 2018 года на основании
международного договора от 11 апреля 2017 года
____________________________________________________________________
Правительства государств - членов таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами,
основываясь на положениях Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года,
в целях обеспечения применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза,
согласились о нижеследующем:
Настоящее Соглашение определяет особенности таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза, и не распространяется на правоотношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств физическими лицами для личного пользования.
В настоящем Соглашении используются следующие термины:
1) СМГС - Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года;
2) железная дорога - организация, осуществляющая перевозки товаров железнодорожным транспортом;
3) железная дорога таможенного союза - организация государств - членов таможенного союза, осуществляющая перевозки товаров железнодорожным транспортом в соответствии с СМГС в пределах территории одного из государств - членов таможенного союза;
4) железнодорожная накладная - железнодорожная накладная СМГС или железнодорожная накладная ЦИМ/СМГС, предусмотренные СМГС.
Иные термины, не поименованные в настоящей статье, используются в значениях, установленных таможенным законодательством таможенного союза.
При перевозках товаров железнодорожным транспортом в качестве транзитной декларации могут использоваться железнодорожная накладная (дополнительные экземпляры дорожной ведомости - для таможенных органов отправления и назначения), коммерческие или таможенные документы, содержащие сведения, установленные таможенным законодательством таможенного союза.
В случае использования железнодорожной накладной и коммерческих документов в качестве транзитной декларации основу транзитной декларации составляет железнодорожная накладная, а остальные коммерческие документы являются ее неотъемлемой частью.
Одна транзитная декларация оформляется на партию товаров, перевозимых от одного отправителя в адрес одного получателя на одну станцию назначения по одной железнодорожной накладной.
Подача транзитной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу отправления ее электронной копии.
В случае, если декларантом выступает железная дорога таможенного союза и в качестве транзитной декларации представляется таможенный документ, железная дорога таможенного союза проставляет в транзитной декларации в порядке, установленном Комиссией таможенного союза, оттиск календарного штемпеля, заверенный подписью ответственного работника станции.
В случае, если декларантом выступает железная дорога таможенного союза и в качестве транзитной декларации представляется железнодорожная накладная и коммерческие документы, железная дорога таможенного союза проставляет в дополнительных экземплярах дорожной ведомости оттиск календарного штемпеля. Дополнительный экземпляр дорожной ведомости с проставленным календарным штемпелем является документом, подтверждающим полномочия железной дороги таможенного союза выступать декларантом таможенной процедуры таможенного транзита.
В случае применения таможенной процедуры таможенного транзита при перемещении железнодорожным транспортом иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию таможенного союза до таможенного органа в месте убытия с этой территории не требуется указание в транзитной декларации сведений о стоимости товаров.
Если определение сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в отношении не доставленных в таможенный орган назначения товаров невозможно в силу отсутствия в таможенных органах точных сведений об их стоимости, суммы таможенных пошлин, налогов определяются исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и (или) стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.
При установлении впоследствии точных сведений о стоимости товаров производится возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов либо взыскание неуплаченных сумм в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза.
Таможенные органы отправления вправе требовать представления коммерческих и иных документов, позволяющих идентифицировать перевозимые товары для целей таможенного контроля, предоставление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
В случае непредставления необходимых документов таможенные органы отправления вправе задерживать транспортные средства международной перевозки, перевозящие товары, на пограничных железнодорожных станциях, в том числе с целью их возврата за пределы таможенной территории таможенного союза.
Срок таможенного транзита устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза с учетом положений СМГС.
При установлении срока таможенного транзита учитываются возможные задержки транспортного средства в пути следования в связи с расформированием составов на сортировочных станциях, техническим ремонтом транспортных средств и операциями, проводимыми контролирующими органами.
1. Разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми железнодорожным транспортом и не связанные со снятием наложенных таможенных пломб и печатей на транспортные средства международной перевозки, либо если на транспортные средства международной перевозки таможенные пломбы и печати не наложены, допускается после предварительного уведомления таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется перегрузка товаров. Уведомление заключается в подаче железной дорогой таможенного союза этому таможенному органу по оперативным каналам связи письменного заявления в произвольной форме, содержащего сведения о:
- номере транзитной декларации;
- таможенном органе отправления и таможенном органе назначения;
- железнодорожной станции, где будет проводиться грузовая операция;
- номере контейнера (в случае перевозки товаров в контейнерах). Заявление должно быть подписано уполномоченным должностным лицом железной дороги таможенного союза.
2. Не позднее одних суток после осуществления грузовой операции железная дорога таможенного союза направляет по оперативным каналам связи в таможенный орган, в регионе деятельности которого проводилась грузовая операция, копию акта общей формы, предусмотренного законодательством государств - членов таможенного союза.
Первый экземпляр акта общей формы прикладывается к железнодорожной накладной и представляется железной дорогой таможенного союза таможенному органу назначения.
Представление таможенному органу, в регионе деятельности которого проводилась грузовая операция, транзитной декларации, транспортных (перевозочных) документов не требуется.
3. Не позднее одних суток с даты получения копии акта общей формы таможенный орган, в регионе деятельности которого проводилась грузовая операция, направляет по оперативным каналам связи в таможенный орган назначения информацию о грузовой операции, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий.
За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита железная дорога таможенного союза, принявшая товары к перевозке в соответствии с СМГС, несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого товары ввезены.
1. Если декларантом таможенной процедуры таможенного транзита являлась железная дорога таможенного союза, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
1) у железной дороги таможенного союза, которой подается транзитная декларация в таможенный орган отправления для помещения товаров под таможенную процедуру транзита - с момента регистрации таможенным органом отправления транзитной декларации;
2) у железной дороги таможенного союза, принимающей к перевозке товары от другой железной дороги таможенного союза, - с момента принятия принимающей железной дорогой таможенного союза в соответствии с СМГС товаров к перевозке от другой железной дороги таможенного союза.
2. Обязанность железной дороги по уплате таможенных пошлин, налогов таможенного союза прекращается:
1) у железной дороги таможенного союза, передающей товары в соответствии с СМГС к перевозке другой железной дороге таможенного союза, - с момента принятия другой железной дорогой таможенного союза товаров к перевозке;
2) в случаях, установленных статьями 227 или 228 Таможенного кодекса таможенного союза.
3. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов, а также размер, в котором они подлежат уплате, определяются в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза.
4. Если декларантом таможенной процедуры таможенного транзита не являлась железная дорога таможенного союза, то железная дорога несет солидарную ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов с декларантом таможенной процедуры таможенного транзита.
При недоставке товаров в таможенный орган назначения в установленный таможенным органом отправления срок таможенного транзита любая из железных дорог таможенного союза представляет по требованию таможенного органа информацию о разыскиваемых товарах.
Требование и информация могут передаваться как в письменной форме, так и с использованием информационных систем и информационных технологий.
В случае отсутствия на станции назначения таможенного органа для завершения таможенной процедуры таможенного транзита транзитная декларация, а также другие имеющиеся у перевозчика документы в таможенный орган назначения может представить лицо, заключившее с железной дорогой таможенного союза договор, в соответствии с которым оно может совершить таможенные операции, связанные с завершением таможенной процедуры таможенного транзита.
1. Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением положений настоящего Соглашения, разрешаются, в первую очередь, путем проведения переговоров и консультаций.
2. Если спор не будет урегулирован сторонами спора путем переговоров и консультаций в течение шести месяцев с даты официальной письменной просьбы об их проведении, направленной одной из сторон спора другой стороне спора, то, при отсутствии иной договоренности между сторонами спора относительно способа его разрешения, любая из сторон спора может передать этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.
3. Комиссия таможенного союза оказывает содействие Сторонам в урегулировании спора до его передачи для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.
В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемыми частями настоящего Соглашения.
Настоящее Соглашение подлежит ратификации и временно применяется со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня получения депозитарием последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении государствами Сторон внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.
Совершено в г.Санкт-Петербурге 21 мая 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии таможенного союза, которая направит каждой Стороне его заверенную копию.
* * *
Ратифицировано Федеральным Собранием (Федеральный закон от 4 октября 2010 года N 267-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 41, ст.5196).
Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 17 февраля 2011 года.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Собрание законодательства
Российской Федерации,
N 36, 03.09.2012, ст.4860