Недействующий

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 130405.02 Машинист электровоза (на горных выработках) (утратил силу с 01.09.2013 на основании приказа Минобрнауки России от 02.08.2013 N 650)

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

     

Таблица 2

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего макси-
мальной учебной нагрузки обучаю-
щегося

В т.ч. часов обяза-
тельных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисципли-
нарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура"

864

576

ОП.00

Общепрофессиональный цикл

300

200

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

ОП.01.
Техническое черчение

ОК 1-7
ПК 1.1-1-4
ПК 2.1-2,5
ПК 3.1-3.4

уметь:

читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;

знать:

общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, привила оформления и чтения рабочих чертежей;

основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;

требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем

уметь:

ОП.02.
Электротехника

ОК 1-7
ПК 1.1-1.4

контролировать выполнение заземления, зануления;

ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.4

производить контроль параметров работы электрооборудования;

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин;

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

знать:

основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

основные законы электротехники;

типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

методы расчета электрических цепей;

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных, приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки;

способы экономии электроэнергии;

правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

виды и свойства электротехнических материалов;

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

уметь:

ОП. 03.
Основы

ОК 1-4
ПК 1.1-1.4

выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

технической механики и слесарных работ

ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.4

пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;

читать кинематические схемы;

определять напряжения в конструкционных элементах;

знать:

виды износа и деформации деталей и узлов;

виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

виды смазочных, материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;

кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;

назначение и классификацию подшипников;

основные типы смазочных устройств;

принципы организации слесарных работ;

типы, назначение, устройство редукторов;

трение, его виды, роль трения в технике;

устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации

уметь:

ОП.04.
Охрана труда

ОК 1-7
ПК 1.1-1.4

оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;

ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.4

пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;

применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

знать:

виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

действие токсичных веществ на организм человека;

законодательство в области охраны труда;

меры предупреждения пожаров и взрывов;

нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

основные источники воздействия на окружающую среду;

основные причины возникновения пожаров и взрывов;

особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

права и обязанности работников в области охраны труда;

правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;

принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

уметь:

32

ОП.05.
Безопасность

ОК 1-7
ПК 1.1-1.4

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

жизнедеятель-
ности

ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.4

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-
учетные специальности, родственные профессиям НПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

П.00

Профессиональный цикл

484

336

ПМ.00

Профессиональные модули

484

336

ПМ.01

Техническое обслуживание поездов

МДК.01.01.
Основы технического

ОК 1-6
ПК 1.1-1.4

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

обслуживания поездов

иметь практический опыт:

наблюдения за показаниями средств измерений;

проведения профилактического осмотра и опробования механизмов управления и ходовых частей;

выявления и устранения неисправностей в работе обслуживаемого оборудования;

выполнения экипировки электровозов и заправки песочниц;

укрепления аккумуляторного ящика и участие в смене аккумуляторных батарей;

зарядки гировоза от энергосистемы;

уметь:

выявлять отклонения в показаниях средств измерений;

выполнять профилактический осмотр поездов;

выполнять проверку работы механизмов управления и ходовых частей;

определять признаки и устранять причины и последствия неисправностей в работе обслуживаемого оборудования;

выполнения экипировки электровозов и заправки песочниц;

подготавливать электровоз к работе на линии: проводить осмотр электровоза, снабжать песком, смазывать трущиеся части с предварительной их очисткой, получать смазку и обтирочные материалы, проводить внешнюю очистку и обтирку, проверять состояние автосцепки и локомотивной сигнализации;

укреплять аккумуляторный ящик и менять аккумуляторные батареи;

заряжать гировоз от энергосистемы;

знать:

устройство, технические характеристики электровозов, гировозов, дизелевозов;

системы тормозных устройств;

устройство аккумуляторных батарей, правила  зарядки и ухода за ними;

оборудование зарядных камер;

правила и способы заземления и подвески контактной сети;

назначение сигналов и средств сигнализации, централизации и блокировки;

питание контактной сети;

устройство перемычек, заземления рельсовых путей;

порядок приемки и опробования обслуживаемых машин;

системы смазки и применяемые смазочные материалы;

порядок устранения неисправностей в работе обслуживаемого оборудования;

правила заправки электровоза песком;

нормы смазки;

технические требования к песку, применяемому на электровозе как средству для увеличения сцепления колес с рельсами

ПМ.02

Управление шахтными локомотивами

МДК.02.01.
Основы управления

ОК 1-6
ПК 2.1-2.5

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

шахтными локомотивами

иметь практический опыт:

регулировки скорости движения электровоза шахтного, гировоза, дизелевоза в зависимости от профиля пути и веса состава;

дистанционного управления электровозом, гировозом, дизелевозом при погрузке горной массы из люков-дозаторов и при разгрузке на опрокидывателе;

вывоза грузов и завоза порожних вагонов;

доставки людей к месту работы и обратно;

уметь:

регулировать скорость движения электровоза шахтного, гировоза, дизелевоза в зависимости от профиля пути и веса состава;

управлять шахтным локомотивом при погрузке горной массы из люков-дозаторов и при разгрузке на опрокидывателе с применением средств дистанционного управления;

контролировать перевозку грузов и порожних вагонов;

контролировать и выполнять доставку людей к месту работы и обратно;

знать:

график движения поездов и правила движения составов с грузами и людьми;

профиль пути, его состояние и путевые знаки на обслуживаемом участке;

тяговые характеристики электровозов, гировозов, дизелевозов при различных условиях работы;

правила и особенности регулировки скорости движения шахтных локомотивов в зависимости от профиля пути и веса состава;

правила и особенности дистанционного управления электровозом, гировозом, дизелевозом при погрузке горной массы из люков-
дозаторов и при разгрузке на опрокидывателе;

порядок вывоза грузов и завоза порожних вагонов;

правила доставки людей к месту работы и обратно

ПМ.03

Формирование составов и выполнение маневровых работ

МДК.03.01.
Основы формирования

ОК 1-6
ПК 3.1-3.4

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

составов и выполнения маневровых работ

иметь практический опыт:

расстановки вагонов в местах погрузки и разгрузки;

сцепки и расцепки вагонов;

подъема и постановки электровозов и вагонов, сошедших с рельсов;

перевода стрелок в пути;

управления вентиляционными дверями, толкателями, лебедками и другими механизмами погрузочных и разгрузочных пунктов;

очистки котлована и настила у опрокидывателя;

уметь:

точно расставлять вагоны в местах погрузки и разгрузки;

сцеплять и расцеплять вагоны;

контролировать и проводить подъем и постановку электровоза и вагонов, сошедших с рельсов;

выполнять перевод стрелок в пути;

контролировать работу вентиляционных дверей, толкателей, лебедок и других механизмов погрузочных и разгрузочных пунктов;

проводить очистку котлована и настила у опрокидывателя;

знать:

схемы железнодорожных путей, коммутации и питания энергией;

устройство стрелочных переводов, компрессоров для автоторможения вагонов;

правила сцепки и расцепки вагонов;

способы и приспособления, применяемые для подъема сошедших с рельсов электровозов и вагонов;

расположение и наименование подземных горных выработок;

схему диспетчерской службы;

правила и особенности расстановки вагонов в местах погрузки и разгрузки;

порядок подъема и постановки электровоза и вагонов, сошедших с рельсов;

порядок перевода стрелок в пути;

устройство вентиляционных дверей, толкателей, лебедок и других механизмов погрузочных и разгрузочных пунктов;

требования к очистке котлована и настила у опрокидывателя

ФК.00

Физическая культура

80

40

ОК 2
ОК 3

В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:

ОК 6
ОК 7

уметь:

использовать физкультурно-
оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)

216

144

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП

1080

720

УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

684

ОК 1-6
ПК 1.1-1.4

ПП.00

Производственная практика

ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.4

ПА.00

Промежуточная аттестация

1 нед.

ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.