Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству на проект федерального закона N 308942-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации



Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 308942-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.

Данный проект федерального закона направлен на дальнейшее развитие и совершенствование нормативного регулирования отношений, связанных с привлечением и использованием в Российской Федерации иностранной рабочей силы.

В контексте этой направленности представленным законопроектом предусматривается установление новых, более благоприятных правовых режимов для отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в нашу страну в целях осуществления трудовой деятельности в порядке, не требующем получения визы, а также введение дифференциации правового регулирования труда указанных иностранных граждан и лиц без гражданства в зависимости от места их работы и квалификации.

Для реализации отмеченных законопроектных новаций в Федеральном законе от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предлагается закрепить нормы, согласно которым будет зафиксировано разделение всех иностранных работников на 2 категории: работающих у работодателей - юридических лиц, (а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица), и работающих у работодателей - физических лиц. При этом для каждой из указанных категорий иностранных работников должен применяться свой механизм нормативного регулирования их труда.

Существующие правила допуска к трудовой деятельности в Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства, занятых в юридических лицах и у индивидуальных предпринимателей, согласно законопроекту остаются, в целом, неизменными, - (а соответствующие статьи Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" должны быть лишь несколько скорректированы и дополнены отдельными нормами, регламентирующими порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на работу в нашей стране, продление и аннулирование таких разрешений, а также основания отказа в данной выдаче).

В то же время законопроектом инициируется установление иного механизма привлечения иностранных работников для физических лиц в целях удовлетворения последними их личных, домашних, семейных и иных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Для разрешения трудовой деятельности в этом случае представителям обозначенной категории иностранных работников вменяется в обязанность получение в соответствующих территориальных органах Федеральной миграционной службы некоего специального документа - патента, который в соответствии с законопроектом будет стоить 1000 рублей и выдаваться сроком на 1 месяц, (причем предусматривается возможность ежемесячного продления срока действия такого патента в течение года посредством проведения названными лицами дополнительных платежей для подтверждения своего права осуществления указанной трудовой деятельности - на основании соответствующего платежного поручения - и без обращения обозначенных иностранных граждан и лиц без гражданства в уполномоченные миграционные органы; одновременно законопроектом определяются случаи, когда патент утрачивает силу, а также основания для выдачи нового патента). Кроме того, в отношении иностранных работников указанной категории согласно законопроекту должно быть зафиксировано неприменение существующих ограничений по сроку временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Как уже отмечено выше, примечательным аспектом рассматриваемого законопроекта является предложенное в нем установление новых, более благоприятных правовых режимов для высококвалифицированных дипломированных иностранных специалистов, (включая научных сотрудников и преподавателей), прибывающих в нашу страну в порядке, не требующем получения визы. Для таких иностранных специалистов, а также членов их семей (супругов, детей) законопроектом предусматриваются более льготные условия получения вида на жительство в Российской Федерации по сравнению с теми, которые применяются согласно действующему законодательству в общем случае, - а именно, устанавливается возможность выдачи этим иностранным гражданам и лицам без гражданства и членам их семей видов на жительство на основании оформленных для указанных специалистов разрешений на работу и на срок действия соответствующих трудовых или гражданско-правовых договоров, (то есть без необходимости предварительного получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации и без обязательного годичного срока проживания на территории нашей страны до обращения с заявлением о выдаче вида на жительство); кроме того, указанным иностранным специалистам должен предоставляться статус налогового резидента Российской Федерации с даты начала их работы в нашей стране по соответствующему трудовому или гражданско-правовому договору и при условии, что срок работы согласно такому договору составляет не менее 183 календарных дней.

Помимо отмеченных аспектов представленным проектом федерального закона предложено осуществить регулирование и некоторых других вопросов, связанных с трудовой деятельностью в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства.

Так, достаточно важным моментом рассматриваемого законопроекта является впервые предлагаемая ко введению в отечественное законодательство норма, касающаяся деятельности организаций, занимающихся трудоустройством в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Как известно, несмотря на проводимые в нашей стране законопроектные разработки по данному вопросу, а также посвященные этой теме международные конвенции, - (в которых Россия не участвует), - законодательное регулирование соответствующих отношений в Российской Федерации пока отсутствует. Поэтому определенный интерес представляет инициируемое в законопроекте положение, согласно которому на организации, занимающиеся трудоустройством иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, будет возложена обязанность в течение трех рабочих дней со дня такого трудоустройства уведомлять об этом территориальный орган ФМС России.

Соотносительно с некоторыми из вышеуказанных новаций, инициируемых в представленном законопроекте ко внесению в текст Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", корреспондирующие им изменения, - связанные с установлением для обозначенных выше категорий иностранных граждан и лиц без гражданства налогового режима резидента Российской Федерации, с фиксацией величины стоимости патента для возможности осуществления трудовой деятельности иностранными работниками у работодателей - физических лиц (1000 рублей), а также с определением звена бюджетной системы нашего государства, куда подлежит зачислению налог, взимаемый в виде стоимости такого патента (бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации), - намечается внести в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Оценивая рассматриваемый проект федерального закона, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что данная законодательная инициатива соответствует Конституции Российской Федерации, в основном согласуется с нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации, а также соответствует международным договорам нашей страны.

При этом Комитет обращает внимание на то, что в пояснительной записке к законопроекту изложены мотивированные доводы и аргументы, показывающие необходимость принятия и реализации предложенных в нем нововведений.

Со своей стороны Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает весьма позитивной особенностью данного законопроекта не только предусмотренные в нем формирование и общее развитие целостных механизмов и конкретных условий допуска к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, но и углубленный дифференцированный подход к правовому регулированию труда иностранных работников, находящихся на территории России.

С учетом отмеченных обстоятельств, по мнению Комитета, концепция представленной законодательной инициативы, а также ее содержательная направленность заслуживают поддержки.

Вместе с тем, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству полагает, что после принятия рассматриваемого проекта федерального закона Государственной Думой в 1-ом чтении, данный законопроект должен быть определенным образом доработан в содержательном аспекте и в юридико-техническом отношении.

При этом в процессе данной доработки должны быть всесторонне изучены и, по возможности, учтены соответствующие замечания и предложения по законопроекту, поступившие от субъектов права законодательной инициативы и от других заинтересованных органов и организаций.

Однако, по мнению Комитета, эти замечания и предложения, также как и отдельные недочеты представленного проекта федерального закона, выявленные в процессе его рассмотрения после внесения данного законопроекта в Государственную Думу, не влияют на его содержательные достоинства и общий позитивный характер, а потому никоим образом не препятствуют его принятию в 1-ом чтении.

В соответствии с изложенным, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении проект федерального закона N 308942-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.

Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "24" февраля 2010 года.

Председатель Комитета
В.Н.Плигин



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка