(Раздел дополнительно включен с 15 марта 2015 года приказом ФАС России от 30 января 2015 года N 33/15)
12.1. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется на основании статьи 5 Закона о защите конкуренции.
12.2. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, такой хозяйствующий субъект не обладает возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
12.3. Положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, признается доминирующим, если это установлено исходя из:
- неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке (пункт 6.6 настоящего Порядка);
- относительного размера долей на товарном рынке, принадлежащих конкурентам хозяйствующего субъекта;
- возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов (раздел VIII настоящего Порядка);
- иных критериев, характеризующих товарный рынок.
12.4. Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется в соответствии с разделом VI настоящего Порядка.
12.5. Без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
12.6. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), в отношении которого выполняются в совокупности следующие условия:
а) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов). Расчет долей хозяйствующих субъектов осуществляется в порядке, установленном в разделе VI настоящего Порядка;
б) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям (пункт 6.6 настоящего Порядка), а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен (определяется в соответствии с разделом VIII настоящего Порядка);
в) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (определяется в соответствии с разделом III настоящего Порядка), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар (пункт 12.7 настоящего Порядка), информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (пункт 12.8 настоящего Порядка).
12.7. Для установления того, что рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар могут использоваться следующие методы:
- расчет показателя ценовой эластичности спроса на рассматриваемый товар. Данный показатель рассчитывается как отношение выраженного в процентах изменения объема спроса на соответствующий товар к выраженному в процентах изменению цены такого товара за определенный период. О неэластичности спроса свидетельствуют значения показателя ценовой эластичности спроса на товар меньше единицы. Рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, в случае если при повышении цены на товар спрос на него является неэластичным;
- опрос покупателей товара в целях определения их готовности в случае повышения цены на рассматриваемый товар уменьшить объем его приобретения или отказаться от его приобретения;
- иным методом, позволяющим установить, что рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар.
12.8. Информация о цене, об условиях реализации или приобретения товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц, если любое заинтересованное лицо имеет возможность получить достоверные и полные сведения об условиях приобретения и (или) реализации товара, в частности, о его цене, минимальной (максимальной) партии товара, условиях его отгрузки со склада или поставки за пределы производственного комплекса поставщика, условиях послепродажного обслуживания и гарантийного ремонта, а также иные сведения, которые необходимы приобретателю для принятия им решения о приобретении товара.
12.9. Положения настоящего раздела не применяются для установления доминирующего положения финансовых организаций, а также для установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч.I), ст.7600; 2013, N 52 (ч.I), ст.6961).
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"