1. Во время опроса населения переписчик должен быть просто, аккуратно и в зависимости от погоды достаточно тепло одет. Не стоит надевать слишком ярких, дорогих вещей и драгоценностей, брать с собой больших сумм денег и т.п.
2. Посещать население следует только с портфелем переписчика, а не с большой (хозяйственной) сумкой - это может насторожить жильцов.
3. На случай возникновения нештатных ситуаций всегда надо иметь при себе номер телефона ближайшего отделения милиции и свисток.
4. Переписчик на работе должен быть вежлив, корректен и терпелив. Необходимо понимать, что при переписи могут встретиться люди с разными характерами и настроениями, и задача переписчика - найти способ коммуникации со всеми и выполнить свою работу в срок.
5. Оказавшись на лестничной площадке многоквартирного дома, нужно обзвонить все квартиры этой площадки, чтобы жильцы каждой квартиры знали, что звонят не только им. Аналогично следует поступать в коммунальных квартирах. Всем вышедшим на звонок Вы должны представиться, объяснить цель Вашего визита, предъявить удостоверение переписчика и, если понадобится, паспорт, а затем договориться о порядке обхода квартир на этой лестничной клетке.
6. Следует, по возможности, стараться не разговаривать с опрашиваемыми на посторонние темы. Не спорить и тем более не конфликтовать с опрашиваемыми. Ответом на личные выпады или оскорбления может быть только доброжелательная попытка снять напряжение. Если это не удалось, следует извиниться за беспокойство, вежливо попрощаться и зайти в другой день.
7. После завершения опроса переписчик должен поблагодарить каждого респондента за участие во Всероссийской переписи населения 2010 года. Тем самым еще раз подчеркнув важность и значимость его участия в переписи населения.
Далее приведены пояснения, которые, возможно, придется дать населению при заполнении переписных листов.
Опрос начинается с заполнения формы Обложка, в которую вкладываются переписные документы и которая нужна для того, чтобы отделять переписные документы, заполненные в одном помещении, от переписных документов, заполненных в другом помещении.
Далее заполняется форма С "Список лиц". Заполнение этой формы позволит проверить, все ли проживающие в данном жилом помещении переписаны на соответствующих переписных листах и не перепутаны ли переписные листы на людей, проживающих в разных помещениях.
Форма Л "Переписной лист" заполняется в каждом жилом помещении на каждого постоянно проживающего в этом помещении.
Затем на все жилое помещение заполняется форма П "Переписной лист", содержащая сведения о жилом доме, конкретном жилом помещении и жилищных условиях каждого домохозяйства, проживающего в этом помещении.
Форма В "Переписной лист" заполняется на временно находящихся на территории Российской Федерации, постоянно проживающих за рубежом.
При опросе женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, у переписчика могут возникнуть затруднения в заполнении вопросов 10.1 "Укажите все имеющиеся у Вас источники средств к существованию" и 11.1 "Имели ли Вы какую-либо работу, приносящую заработок или доход, с 7 по 13 октября 2010 года?" переписного листа формы Л.
Нижеприведенная таблица поможет определить, в каком случае какие метки могут быть проставлены в этих вопросах в случае, если женщина до рождения ребенка работала на предприятии (организации, учреждении), в связи с рождением ребенка находится в отпуске и продолжает числиться в штате предприятия (организации, учреждения):
Вид отпуска матери | Возможные метки в вопросе 10.1 (номер источника) матери | Метка в вопросе 11.1 матери | Возможные метки в вопросе 10.1 (номер источника) ребенка |
Отпуск по беременности и родам | - "1" (больничный лист); | "да" | - "6" (единовременное пособие при рождении ребенка; |
Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет | - "6" (ежемесячное пособие по уходу за ребенком или компенсационные выплаты от предприятия); | "да" | - "6" (ежемесячное пособие ребенку); |
Отпуск по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет | - "6" (компенсационные выплаты от предприятия); | - "нет" (если, находясь в отпуске, не работает); | - "6" (если назначено ежемесячное пособие детям); |
При общении с людьми переписчику, возможно, придется отвечать на вопросы населения о проводимой переписи. Предлагаются некоторые варианты ответов на эти вопросы.
"Зачем нужна перепись населения?"
Перепись - это традиционная статистическая процедура. Перепись нужна для получения объективных данных о социально-демографических, экономических и национальных характеристиках населения.
Данные переписи помогут правительству работать более эффективно, правильно организовывать социальную политику. Это акция не политическая, а общественная.
Ваше участие в переписи - вклад в развитие страны. Это не сложно, ничем не грозит Вам. У Вас нет причин отказываться от участия в переписи.
Итоги переписи имеют долгосрочную перспективу. Они будут способствовать принятию решений не только по выходу России из кризиса, но и повышению уровня жизни уже в послекризисный период.
Так, например, итоги прошлой Всероссийской переписи населения 2002 года государство использовало для разработки демографических и социальных программ, национальных проектов в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве и жилищной сфере. Но за прошедшие годы картина населения значительно изменилась, и требуется актуализация данных и сравнение их с тем, что было при прошлой переписи.
"Зачем проводить перепись населения, когда все данные о людях и так есть в паспортных столах, в налоговой инспекции и т.д.?"
Действительно, данные о населении есть в различных административных источниках, но все они содержат неполную информацию только о части населения. Так, например, в паспортных столах данные о прописке населения, а реально эти люди могут проживать по другому адресу или даже в другом субъекте Российской Федерации. В списках избирателей нет детей моложе 18 лет, а также людей, лишенных права голоса (недееспособных, осужденных).
Кроме того, эти данные не охватывают всего спектра сведений о населении, которые собираются при переписях и дают возможность рассматривать различные сочетания характеристик населения, например, об уровне образования и родном языке.