Действующий

О Концепции гидрометеорологической безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств

IV. Основные задачи в области обеспечения гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ и методы их решения


Одной из основных задач для каждого из государств - участников СНГ в области обеспечения гидрометеорологической безопасности является своевременное получение надежной и исчерпывающей информации, прогнозов и предупреждений об опасных гидрометеорологических и связанных с климатом явлениях, позволяющих обеспечивать своевременную организацию работ по обеспечению безопасности жизни, защиты имущества населения и предотвращения возможного ущерба для экономики.

Эта задача может быть решена только при наличии в каждой из стран хорошо отлаженной системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической информации.

Основой формирования такой системы должны служить НГМС, обладающие статусом, обеспечивающим их участие на должном уровне в национальных и международных проектах и программах и предоставляющим возможность совершенствования государственной системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов в области гидрометеорологии.

Такой подход позволяет добиться высокого уровня стандартизации и непрерывности работы сетей наблюдения, что дает возможность обеспечить однородность и высокое качество национальных климатических архивов, высоких уровней профессиональной целостности и объективности подготовки прогнозов в целях обеспечения безопасности жизни и имущества граждан, а также подготовки согласованной и достоверной информации для выполнения международных обязательств страны в рамках международных договоров в сфере гидрометеорологической безопасности.

Это может быть достигнуто, прежде всего, через формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективную работу НГМС и выполнение ими международных обязательств своих стран. Совершенствование международной и национальной нормативной правовой базы в области гидрометеорологии должно быть направлено, в том числе, и на регулирование деятельности негосударственного сектора в области предоставления гидрометеорологической информации, сохраняя при этом основной принцип участия в свободном международном обмене гидрометеорологическими данными и продукцией.

В целях повышения гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ необходимо обеспечить интегрирование систем гидрометеорологического информационного обеспечения, а также координацию усилий в части своевременного предупреждения об опасных гидрометеорологических процессах и явлениях для сопредельных территорий.

При этом ответственность за организацию и обеспечение службы штормовых оповещений на национальном уровне должна быть законодательно возложена на НГМС (специально уполномоченный орган государственного управления, с предоставлением ему исключительного права подготовки и выпуска экстренной информации об опасных гидрометеорологических явлениях).

Серьезного внимания заслуживает проблема поддержания на современном технологическом уровне технических средств (в т.ч. и космических систем) и вычислительных комплексов, осуществляющих оценку и прогнозирование состояния окружающей природной среды, и регулярное их обновление. В первую очередь это относится к государственной системе наблюдения и предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях.

Важным моментом является разработка предложений о проведении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и использованию средств (в том числе и космических) получения, обработки и передачи гидрометеорологической информации в различных режимах.

Принципиальное значение имеет осуществление кадровой политики, направленной на укрепление НГМС квалифицированными специалистами в области гидрометеорологии, вычислительной техники и программирования.