Действующий

О Концепции гидрометеорологической безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств

III. Виды и источники угроз гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ


К источникам угроз гидрометеорологической безопасности можно отнести, в первую очередь, тенденцию возрастания количества опасных природных явлений. По оценке международных экспертов, за период с 1986 года по 1995 год по сравнению с данными 1960-х годов количество природных катастроф, классифицируемых как "крупные", возросло более чем в 4 раза.

Угрозу гидрометеорологической безопасности могут представлять также глобальное потепление климата и сопутствующие ему процессы. Кроме того, за последние годы из-за сложного финансово-экономического положения ряда предприятий и организаций возросла степень уязвимости экономики государств - участников СНГ от опасных гидрометеорологических явлений, что объясняется ухудшением технического состояния оборудования во многих отраслях хозяйственной деятельности и увеличением количества аварий природно-техногенного характера.

На этом фоне особую тревогу вызывает возрастающая опасность дезинтеграции НГМС государств - участников СНГ. Эта опасность обусловлена снижением роли государства в регулировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, выражающейся в уменьшении объемов бюджетного финансирования для поддержания необходимой базовой инфраструктуры, обеспечивающей потребности общества в гидрометеорологической информации на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Ухудшение финансово-экономического положения способно осложнить функционирование НГМС и ограничить их участие в международной системе получения гидрометеорологической информации и обмена ею, что может негативно отразиться на обеспечении гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ.

Этот процесс, в свою очередь, ведет к снижению статуса служб и как следствие - к ограничению их участия в государственных и международных проектах и программах и к сокращению представляемой ими гидрометеорологической информации как для граждан и экономики собственных стран, так и для международного обмена.

В последнее время в ряде стран появился и развивается метеорологический негосударственный сектор, который, как правило, стремится к получению доходов путем предоставления специализированного метеорологического обслуживания, предназначенного для конкретного клиента.

Кроме того, в настоящее время появилось значительное количество сайтов в Интернете и ряд сетей международного телевизионного вещания, представляющих метеорологическую информацию, подготовленную их собственным персоналом или негосударственным сектором. Особую обеспокоенность при этом вызывает тот факт, что данная информация нередко содержит сведения (во многих случаях недостаточно достоверные) об опасных гидрометеорологических явлениях, прерогатива подготовки и выпуска которых должна находиться исключительно в сфере ответственности НГМС.

Эти новые реалии подчеркивают необходимость координации действий при подготовке метеорологических прогнозов и предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях между всеми поставщиками или распространителями такой информации на государственном уровне. Решение этого вопроса приобретает особую важность в том случае, если государства - участники СНГ хотят избежать неадекватного оповещения населения о возникновении опасных природных явлений и возможных чрезвычайных ситуаций.