ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2010 года N 23
О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году в рамках стратегического плана Европейского региона ВОЗ 2005-2010
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав результаты реализации Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году (далее - Программа), отмечаю следующее:
С 2003 года наблюдается стойкое снижение заболеваемости корью с ежегодным темпом снижения около 50%, благодаря чему в 2007 году показатель заболеваемости корью достиг уровня 1,0 на 1 млн. населения, а в 2008 и 2009 годах - менее 1,0 на миллион населения, что соответствует критерию элиминации (ликвидации) кори, определенному Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Одним из убедительных свидетельств региональной элиминации кори является рост удельного веса завозных случаев кори - с 1% (в 2003 году) до 63,0% (в 2008 году). Импортирование кори имело место не только из стран ближнего зарубежья - Украины, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Молдовы, но и из ОАЭ, Индонезии, Индии, Китая, Египта, Таиланда, Испании и других стран. При этом не наблюдалось устойчивой, в течение 6 и более месяцев, передачи импортированного штамма вируса кори, что было доказано результатами молекулярно-генетических исследований.
В 2009 году в стране зарегистрирован 101 случай кори, показатель заболеваемости на 1 млн. населения составил 0,7. В 73 субъектах Российской Федерации случаи кори не регистрировались. Наибольшее число заболевших корью выявлено в городах Иркутске (41 сл.), Москве (31 сл.) и Красноярске (17 сл.). Заболеваемость корью в 2009 году, как и во все последние годы, определялась заболеваемостью взрослого населения: соотношение заболевших корью детей в возрасте до 14 и взрослых составило, соответственно, 27,7% и 72,3%. Среди заболевших детей 92% не привиты против кори по разным причинам (по возрасту, в связи с медицинскими противопоказаниями, отказами).
Контингент заболевших взрослых (63%) также не был привит против кори или не имел сведений о прививках.
Удерживать стабильно низкий уровень заболеваемости корью позволило наличие в стране эффективной живой коревой вакцины, высокий уровень коллективного иммунитета населения и эффективный эпидемиологический надзор за корью с обязательным лабораторным подтверждением каждого случая кори.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 8 Федерального закона от 17.09.98 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней, санитарных правил СП 3.1.2.1176-02 "Профилактика кори, краснухи, эпидемического паротита" (зарегистрированы в Минюсте России 18.12.2002, регистрационный N 4041), на основании постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.03.2004 N 13 "Об усилении мероприятий по профилактике кори", от 28.08.2007 N 63 "Об усилении мероприятий по реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году" осуществлялась массовая иммунизация населения, в связи с чем охват прививками взрослого населения в возрасте 18-35 лет к началу 2010 года в целом по стране увеличился до 96,4%. Только за последние 2 года в рамках национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения было привито свыше 1,6 млн. взрослого и 6 млн. детского населения.
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст.4736; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1 (ч.I), ст.25; 2006, N 27, ст.2879; 2007, N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; N 52 (ч.I), ст.6236; 2009, N 1, ст.21; N 30, ст.3739.
Прогноз эпидемической ситуации по кори позволяет утверждать, что при повсеместном поддержании высокого охвата прививками показатель заболеваемости корью не превысит 1,0 на млн. населения в ближайшие годы. Вместе с тем необходимо учитывать наличие в стране контингентов, не привитых против кори и восприимчивых к вирусу кори. В целях создания барьера, препятствующего распространению инфекции, следует обеспечить уровень охвата населения прививками против кори не менее 95% во всех субъектах Российской Федерации.
В целях повышения эффективности эпидемиологического надзора за корью в условиях спорадической заболеваемости с 2007 года в стране организовано серологическое обследование лиц с "экзантемными" заболеваниями. Осуществление рутинного и активного надзора за инфекцией подтвердило отсутствие местных случаев кори на большинстве территорий Российской Федерации.
Таким образом, в период реализации Программы были разработаны и внедрены в практику здравоохранения мероприятия, которые позволили не только закрепить предыдущие успехи в борьбе с корью, но и достичь критериев элиминации инфекции. Данные эпидемиологического надзора за корью позволяют прогнозировать благополучную эпидемиологическую обстановку и свидетельствуют о возможности начала в 2010 году процедуры сертификации - документального подтверждения статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21, 29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.I), ст.3418; N 44, ст.4984; N 52 (ч.I), ст.6223; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17)
постановляю:
1. Утвердить состав Национальной Сертификационной Комиссии - Комиссии по подтверждению статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори (приложение N 1).
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, региональных центров по надзору за корью и краснухой, директору ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского" Роспотребнадзора (Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой) при определении статуса территорий Российской Федерации, свободных от эндемичной кори, руководствоваться критериями элиминации кори и индикаторами качества эпидемиологического надзора, рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) (Руководство по организации эпидемиологического надзора за корью, краснухой и синдромом врожденной краснухи в Европейском регионе ВОЗ, ВОЗ 2003 и 2009 годы (далее - Руководство) (прилагаются справочно, приложение N 2).
3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
3.1. Представить статистические данные, необходимые для подтверждения статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори (приложения N 3-9), в региональные центры по надзору за корью и краснухой согласно установленным срокам (приложение N 11).
3.2. Обеспечить:
3.2.1. Контроль за выполнением требований санитарных правил СП 3.1.2.1176-02 "Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита" и организацией и проведением вакцинации против кори детей в возрасте 1 года и 6 лет и взрослого населения в возрасте 18-35 лет.
3.2.2. Проведение информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики кори.
4. Руководителям региональных центров по надзору за корью и краснухой провести анализ данных, представленных управлениями Роспотребнадзора по прикрепленным субъектам Российской Федерации, и направить отчет по установленной форме (приложение N 10) в Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой (ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского") в установленный срок (приложение N 11).
5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
5.1. Рассмотреть на санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос о ходе и результатах реализации Программы ликвидации кори в субъекте Российской Федерации, достижении критериев элиминации кори.