ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 21 декабря 2009 года N 12/01-20995-ТИ


О недостатках в работе структурных подразделений территориальных органов ФССП России по взысканию алиментов



В целях изучения состояния работы по принудительному взысканию алиментов и исполнения указаний директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации в ноябре 2009 года проведена выборочная проверка девяти структурных подразделений управлений Федеральной службы судебных приставов по Московской, Калужской и Рязанской областям, в результате которой выявлен ряд существенных недостатков.

В ряде структурных подразделений не обеспечено выполнение п.10.17 решения коллегии ФССП России, объявленного приказом ФССП России от 3 марта 2009 года N 49, о пересмотре состава групп по взысканию алиментов в структурных подразделениях и включении в их состав наиболее опытных и квалифицированных работников.

Так, в Серпуховском районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Московской области не создана специализированная группа по исполнению требований исполнительных документов о взыскании алиментов. В Рыбновском районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Рязанской области исполнительные производства о взыскании алиментов находятся на исполнении у судебного пристава-исполнителя, работающего менее месяца. Изучение материалов исполнительных производств в указанных подразделениях показало, что судебными приставами-исполнителями допускается длительное бездействие и нарушение требований действующего законодательства по указанной категории исполнительных производств.

В соответствии с поручением ФССП России от 10 ноября 2008 года N 12/01-14910-НВ и письмом от 26 ноября 2009 года N 12/01-15821-АП в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России необходимо организовать ведение реестров предприятий-работодателей, выплачивающих должникам заработную плату, проведение проверок бухгалтерий указанных организаций. В случае выявления нарушений необходимо принимать меры к их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

В нарушение указания ФССП России реестры предприятий не ведутся в Рыбновском и Советском районных отделах судебных приставов Управления ФССП России по Рязанской области. В Коломенском районном отделе и отделе судебных приставов по Красногорскому муниципальному району Управления ФССП России по Московской области реестры ведутся формально, при этом функционально не используются.

Проверки бухгалтерий не проводятся судебными приставами-исполнителями по собственной инициативе в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательством об исполнительном производстве. В текущем году проверки бухгалтерий предприятий проводились только по заявлениям взыскателей в отделе судебных приставов по Красногорскому муниципальному району Управления ФССП России по Московской области (всего с начала года представлено 10 актов проверок), в Советском районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Рязанской области (с начала года проведено 12 проверок).

Данное количество проверок не обеспечивает надлежащий контроль за исполнением требований исполнительных документов о взыскании алиментов, что подтверждается непосредственным изучением материалов исполнительных производств.

Выявлены факты неосуществления проверок бухгалтерий работодателей должников в течение длительного времени (с 2007 года) по целому ряду исполнительных производств, в том числе по исполнительным производствам в отношении Левина А.В., Чеботарь А.В., Лягова А.Б. в Рыбновском районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Рязанской области.

В ряде случаев проверка работодателей должников носит формальный характер. При изучении представленных актов в отделе судебных приставов по Красногорскому муниципальному району Управления ФССП России по Московской области установлено, что судебным приставом-исполнителем не применены меры административного характера в отношении бухгалтера предприятия, несмотря на то что выявлен факт неперечисления алиментов за май 2009 года, а также указано, что алименты за другие периоды перечисляются несвоевременно.

Судебными приставами-исполнителями зачастую в течение длительного времени не принимаются меры по розыску должников по алиментам, в том числе в Серпуховском районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Московской области по исполнительным производствам в отношении Попова А.В. (возбуждено 20 марта 2007 года, задолженность составляет 139 тыс.руб.); в отношении Шебанова С.А. (возбуждено 17 октября 2008 года, задолженность - 58 тыс.руб.); в отношении Савиной Ж.Н. (возбуждено 23 июля 2007 года, задолженность - 275,9 тыс.руб.) и др.

Не осуществляются выходы для проверки имущественного положения должника, в том числе в Жуковском районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Калужской области (по исполнительным производствам в отношении Климкина Ю.А., Слободкина В.Н., Жеребина А.А.).

При проведении проверки выявлены факты окончания исполнительных производств в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию на удержание из заработной платы должника (п.8 ч.1 ст.47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") при наличии задолженности свыше 10 тыс.руб. в нарушение указания ФССП России от 15 октября 2008 года N 12/01-13603-АП.

Так, в Советском районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Рязанской области окончены по указанному основанию исполнительные производства в отношении ряда должников при наличии задолженности в размере от 34,5 тыс.руб. до 53 тыс.руб., в Рыбновском районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Рязанской области - исполнительные производства в отношении должников при наличии задолженности, превышающей 150 тыс.руб.

При этом в большинстве случаев, когда исполнительные производства при наличии значительной задолженности не оканчиваются по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст.47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", меры принудительного исполнения в отношении должников не применяются, что свидетельствует о формальном исполнении указания ФССП России и непринятии мер к фактическому исполнению требований исполнительных документов.

Наряду с этим к наиболее типичным нарушениям, допускаемым судебными приставами-исполнителями, относятся непредупреждение должников об уголовной ответственности, неправильное осуществление расчета задолженности при взыскании алиментов в твердой денежной сумме. Например, в Жуковском районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Калужской области 27 мая 2009 года возбуждено исполнительное производство в отношении Брылева Е.А. В материалах исполнительного производства имеется только запрос в миграционную службу об уточнении адреса должника от 27 мая 2009 года. Никакие другие действия судебным приставом-исполнителем не совершались.

В отделе судебных приставов по Красногорскому муниципальному району Управления ФССП России по Московской области по исполнительному производству в отношении Осипова М.В., возбужденному 29 октября 2008 года, действия судебного пристава-исполнителя ограничились направлением запросов и выходом по адресу должника 9 сентября 2009 года (дверь никто не открыл).

В материалах исполнительного производства в отношении Саустина А.В., возбужденного 21 августа 2008 года, имеются только запросы и извещения. Задолженность согласно расчету от 23 ноября 2009 года составляет 132,3 тыс.руб.

Таким образом, в результате проверки структурных подразделений территориальных органов ФССП России выявлены факты нарушения требований законодательства об исполнительном производстве, а также указаний ФССП России (в том числе от 19 декабря 2008 года N 12/01-17209-СВС и от 17 февраля 2009 года N 12/01-1946-АП о проведении инвентаризации всех оконченных и находящихся на исполнении исполнительных производств о взыскании алиментов).

Такое положение дел является следствием отсутствия роли аппаратов управления территориальных органов ФССП России в организации работы структурных подразделений по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей и осуществлении контроля за выполнением поручений.

Проверки, проводимые аппаратами управлений территориальных органов ФССП России, носят формальный характер, в ходе проверок не проводится комплексная оценка работы структурного подразделения, не выявляются системные просчеты в организации деятельности, не даются конкретные рекомендации по повышению эффективности исполнения требований исполнительных документов.

Так, при проверке Рыбновского районного отдела судебных приставов специалистами Управления ФССП России по Рязанской области в октябре 2009 года отмечены только единичные факты нарушений по нескольким исполнительным производствам, комплексная оценка деятельности структурного подразделения на этом направлении и рекомендации по повышению эффективности работы не даны (несмотря на системное невыполнение поручений ФССП России по вопросам взыскания алиментов, выявленное проверкой ФССП России в ноябре текущего года).

С учетом изложенного, а также по результатам обсуждения проблемных вопросов принудительного взыскания алиментов на коллегии ФССП России, состоявшейся 2 декабря 2009 года, руководителям территориальных органов ФССП России - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации необходимо исключить факты неисполнения поручений ФССП России и нарушения действующего законодательства в сфере принудительного взыскания алиментов, а также обеспечить безусловное исполнение решения коллегии ФССП России по данному вопросу.

Заместитель директора
Федеральной службы судебных
приставов - заместитель
главного судебного пристава
Российской Федерации
Т.П.Игнатьева

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень Федеральной службы
судебных приставов,
N 3, 2010 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»