ПРИКАЗ
от 29 января 2010 года N 31
Об итогах работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, по борьбе с лесными пожарами в 2009 году и организации работы по охране лесов от пожаров в 2010 году
По итогам пожароопасного сезона 2009 года на землях лесного фонда Российской Федерации зарегистрировано более 22 тысяч лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 2,5 млн. гектаров. Расхождение по площадям, пройденных пожарами, полученным по данным космического мониторинга с данными статотчетности составляет 1,3 раза (2008 год - 3,2 раза), что свидетельствует об улучшении ситуации по достоверности представляемой информации субъектами Российской Федерации.
Наиболее высокая горимость лесов зарегистрирована на территории 8 субъектов Российской Федерации, на которые пришлось 93% пройденной огнем площади (Магаданская область (630 тыс.га), Хабаровский край (481 тыс.га), Амурская область (317 тыс.га), Республика Саха (Якутия) (260 тыс.га), Республика Бурятия (242 тыс.га), Забайкальский край (196 тыс.га), Приморский край (141 тыс.га), Еврейская автономная область (99 тыс.га).
Практически 65% всей пройденной огнем площади пришлось на апрель-май 2009 года (Забайкальский (137 тыс.га), Приморский (93 тыс.га), Хабаровский (398 тыс.га) края, Республика Бурятия (64 тыс.га), Амурская область (151 тыс.га), Еврейская автономная область (86 тыс.га), что говорит о неудовлетворительной подготовке к пожароопасному сезону. В целях стабилизации лесопожарной обстановки на территории 8 субъектов Российской Федерации вводился режим чрезвычайной ситуации (республики Бурятия, Марий Эл, Саха (Якутия), Приморский, Красноярский, Забайкальский края, Амурская, Челябинская области). Особый противопожарный режим и ограничение на посещение лесов и въезда в них транспортных средств на период высокой и чрезвычайной пожарной опасности по условиям погоды вводились на территории 41 субъекта Российской Федерации.
Причиной большинства пожаров стало нарушение правил пожарной безопасности при проведении сельскохозяйственных палов и неосторожное обращение с огнем в лесу.
Большинство органов местного самоуправления неудовлетворительно провели мероприятия по противопожарному обустройству территорий, прилегающих к землям лесного фонда и не смогли во взаимодействии с органами лесного хозяйства субъектов Российской Федерации обеспечить предупреждение и тушение лесных пожаров. Увеличилось количество крупных лесных пожаров (Республика Бурятия, Приморский край, Магаданская область, Еврейская автономная область), особенно на приграничных с лесным фондом территориях, где расположены населенные пункты и объекты экономики, подверженные угрозе лесных пожаров.
Более 20% пожаров, возникших на территории муниципальных образований, вблизи полос отвода железных и автомобильных дорог и поселков, в весенний период переходили не только на лесной фонд, но и на строения, объекты экономики и населенные пункты. От действия этих пожаров пострадало более 110 жилых домов, дачных и нежилых строений (Оренбургская, Ярославская, Тверская, Владимирская области).
Организация работы баз авиационной охраны лесов от пожаров в большинстве регионов неудовлетворительна. Уровень готовности лесной авиации к пожароопасному сезону составил менее 53%.
Авиапатрулирование лесов в 2009 году в большинстве субъектов Российской Федерации начато с опозданием. Так, в Республике Бурятия - 502 лесных пожара, в Забайкальском крае - 117, в Приморском крае - 40 пожаров возникли до начала авиапатрулирования, а площади, пройденные огнем, при этом составляли до 60 тыс. га. Нормативная кратность патрулирования территории лесного фонда не выдерживалась ни в одном субъекте Российской Федерации, за исключением Московской и Тюменской областей. В Хабаровском крае по вышеуказанным причинам площадь пожаров при обнаружении авиацией составляла до 200 гектаров. В результате, при аналогичном количестве лесных пожаров по сравнению с прошлым годом, площадь пройденная огнем, увеличилась более чем в 3 раза. В Республике Бурятия кратность авиапатрулирования ниже нормативной в семь раз, количество пожаров, обнаруженных авиацией, составило менее 10%. Подобная ситуация наблюдалась и по ряду других субъектов (Приморский край, Еврейская автономная область).
Подразделения авиалесоохраны практически перестали применять авиационные технологии пожаротушения (вертолеты Ми-8 и самолеты Ан-2 с водосливными устройствами), высокотехнологичное оборудование пожаротушения, искусственное вызывание осадков, взрывчатые материалы, пенообразователи.
Во многих регионах отмечается слабое взаимодействие авиалесоохраны с наземными службами пожаротушения (Республика Бурятия, Приморский край, Еврейская автономная область).
При этом прекратила существование ведомственная лесная авиация в Магаданской области и Красноярском крае.
Итоговые данные пожароопасного сезона 2009 года показали значительно возросшую роль арендаторов участков лесного фонда в профилактике и тушении лесных пожаров. На арендуемых лесных участках силами арендаторов была своевременно обеспечена ликвидация лесных пожаров (Алтайский край и др.).
В субъектах Российской Федерации недостаточно использовался ресурс данных Информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров (ИСДМ-Рослесхоз), что не обеспечивало своевременного принятия управленческих решений по тушению лесных пожаров, по наращиванию ресурсов пожаротушения (Республика Бурятия, Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область).
В течение пожароопасного сезона в ряде субъектов Российской Федерации имели место случаи занижения площадей лесных пожаров, которые подтвердили проводимые Рослесхозом контрольные проверки (Республика Бурятия - 96,6 тыс.га, Амурская область - 33 тыс.га, Забайкальский край - 23 тыс.га и др.). Допускались случаи дробления площади лесных пожаров.
В 2009 году в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов в отдельных субъектах Российской Федерации (Забайкальский и Приморский края, Республика Бурятия и др.), имела место острая необходимость в дополнительных ресурсах пожаротушения, которыми данные регионы не располагали. Однако, ни один из субъектов Российской Федерации не подал заявку в Федеральное агентство лесного хозяйства на переброску сил и средств пожаротушения в соответствии с заключенными соглашениями и утвержденными Планом и Порядком маневрирования.
В условиях высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесах обеспечили своевременную ликвидацию лесных пожаров в день их обнаружения на минимальных площадях лесопожарные формирования Алтайского края (из 592 лесных пожаров 92% ликвидировано в день обнаружения), Челябинской (2046 лесных пожаров - 94%), Курганской (743 лесных пожара - 96%), Воронежской областей (1609 лесных пожаров -86%).
В целях обеспечения охраны лесов от пожаров, осуществления мер по контролю за переданными полномочиями в области охраны лесов от пожаров, осуществления мер пожарной безопасности, своевременной подготовки к пожароопасному сезону 2010 года,
приказываю:
1. Утвердить согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, объемы работ по проведению противопожарных мероприятий на 2010 год, согласно приложению 1.
2. Утвердить "Типовой план мероприятий по организации работы по охране лесов от пожаров субъекта Российской Федерации", согласно приложению 2.
3. Утвердить "План мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону и организации работы по охране лесов от пожаров в 2010 году на территории Московской области ", согласно приложению 3.
4. Управлению охраны и защиты лесов (А.А.Ермоленко):
4.1. Во исполнение пункта 6 Протокола заседания Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации от 15 декабря 2009 года N 5 под председательствованием Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова в срок до 15 марта 2010 года обеспечить с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, департаментов лесного хозяйства по федеральным округам, ФГУ "Авиалесоохрана" проведение комплексного анализа ситуации с пожарами в лесном фонде в 2009 году, причин их возникновения, своевременности принятия мер по их предупреждению и ликвидации и по результатам подготовить доклад в Правительство Российской Федерации;
4.2. Обеспечить контроль за подготовкой субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону;
4.3. В срок до 15 апреля 2010 года совместно с представителями МВД России, Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, МЧС России, ФГУ "Авиалесоохрана" (Н.А.Ковалев), Департаментов лесного хозяйства по федеральным округам провести выборочную проверку готовности субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону;