Действующий

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 161000 Аэронавигация (квалификация (степень) "магистр") (с изменениями на 31 мая 2011 года)

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код УЦ ООП

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

Трудо-
емкость (зачет-
ные еди-
ницы)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий

Коды форми-
руемых компе-
тенций

_______________

Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

М.1

Общенаучный цикл

Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

- основные понятия и определения теории транспортных систем;

- основные принципы, законы и закономерности общей и прикладной теории систем;

- принципы формализации процессов в иерархических активных транспортных системах, включая процессы управления;

18-24

6-9

Теория транспортных систем

Методы научных исследований

Финансы и бухгалтерский учет

ОК-1-3
ОК-8-17
ОК-19
ОК-22
ПК-1-2
ПК-5-8
ПК-10
ПК-15-16
ПК-18
ПК-20
ПК-39
ПК-41
ПК-43
ПК-45-53
ПК-55
ПК-57
ПК-63
ПК-66-73
ПК-90-92
ПК-94

- основные положения многокритериальной теории полезности;

- алгоритм действий при осуществлении процессов принятия решений по проблемам транспортных компаний;

- тензорную методологию в теории систем;

- методы выбора согласованной системы показателей при управлении транспортными компаниями;

- основные принципы и законы функционирования системы воздушного транспорта и перспективы ее развития;

- методы системного анализа;

- методы моделирования деятельности оператора в системе "человек - техника";

- методы математического моделирования;

- методы тестирования функциональной готовности человека-оператора;

- методы исследования системы "человек - техника";

- экспериментальные методы оценки подготовки операторов в системе "человек - техника";

- теоретические основы организации финансовых отношений, включая налоговые и страховые отношения;

- особенности функционирования финансовой системы как подсистемы рыночной экономики;

- организационно-правовые основы финансового механизма во всех сферах финансовой системы (государственные и муниципальные финансы, финансы субъектов хозяйствования, страхование);

- механизм финансового регулирования социально-экономических процессов;

- финансовое, бюджетное, налоговое законодательство, законодательство в области страхования;

- содержание и направления развития современной финансовой политики (бюджетной, налоговой, в области страхования);

- основные функции и задачи деятельности финансовых, налоговых органов, страховых организаций;

- сущность, функции финансов и особенности их организации;

- основные понятия и сущность финансового менеджмента;

- основы организации краткосрочного и долгосрочного кредитования;

- основные принципы и концепции бухгалтерского учета;

- порядок постановки бухгалтерского учета на различных участках деятельности хозяйствующих субъектов;

- значение профессиональной оценки и этики при принятии решений, касающихся бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

- современный порядок нормативного регулирования бухгалтерского учета в России;

- организацию бухгалтерского учета на основе действующих нормативных правовых актов и международных стандартов учета;

уметь:

- классифицировать и определять функции и цели поведения систем;

- оценивать качество процессов принятия решений в транспортных системах;

- применять системный подход для анализа и синтеза в системе воздушного транспорта;

- оценивать и прогнозировать эффективность функционирования авиационных транспортных систем;

- определять систему критериев качества функционирования авиационных транспортных систем с учетом величины рисков;


- планировать, проводить и интерпретировать результаты теоретического и практического научного исследования;

- проектировать новые системы и изменения в существующих системах на воздушном транспорте; внедрять в практику результаты, полученные в ходе научного исследования;

- анализировать тенденции развития финансовых отношений;

- разбираться в дискуссионных вопросах теории финансов, налогов, страхования, обосновать свою точку зрения по ним;

- понимать взаимосвязи и взаимообусловленность функционирования всех элементов финансового механизма;

- анализировать, оценивать и прогнозировать экономические эффекты и последствия реализуемой и планируемой деятельности;

- определять экономическую целесообразность принимаемых технических и организационных решений, оптимизировать стратегию и тактику рыночного поведения;

- проводить технико-экономический анализ принимаемых и реализуемых решений;

- анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами;

- использовать для анализа данные финансового плана и отчетов по финансовой деятельности предприятий воздушного транспорта;

- рассчитывать базовые параметры финансового менеджмента предприятий воздушного транспорта;

- разбираться в методике бухгалтерского учета активов, обязательств, капитала, доходов и расходов организаций;

- толковать и использовать финансовую информацию для процесса принятия управленческих решений;


владеть:

- методами формализации процессов в транспортных системах;

- методами информационного обеспечения процессов управления и принятия решений в транспортных системах;

- основными методами проектирования авиационных транспортных систем;

- методами математического и физического моделирования авиационных транспортных систем;

- методами учета закономерностей поведения человека в системах "человек - техника";

- методами оценки характеристик человека как элемента системы "человек - техника";

- методами оценки эффективности работы человека в системах "человек - техника";

- методами планирования, проведения эксперимента, обработки и интерпретации его результатов;

- способностью использовать теоретические знания в будущей профессиональной деятельности;

- понятийным аппаратом в области финансовых отношений;

- методами научного анализа современных финансовых отношений;

- способностью оценивать эффективность практической реализации теории финансов во всех видах финансовой политики (бюджетной, налоговой, в области страхования);

- приемами и методами экономического анализа и планирования;

- методами анализа финансового состояния авиационных предприятий;

- методами управления основным и оборотным капиталом авиационных предприятий;

- навыками ведения бухгалтерского учета на различных участках деятельности хозяйствующих субъектов;


- методикой составления финансовой отчетности;

- методами анализа источников бухгалтерской информации.

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

М.2

Профессиональный цикл

Базовая (общепрофессиональная) часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

- основные категории и понятия управления рисками;

- сущность и цели управления рисками;

- методы выявления и оценки рисков;

- виды рисков и соответствующие им методы управления рисками;

характеристики ситуаций риска;

- классификацию рисков; основные способы минимизации рисков;

- характеристики ситуации неопределенности;

- стратегию управления риском авиационных предприятий;

- основные нормативные документы в области промышленной безопасности;

- технологии управления персоналом организации;

- мотивы поведения и способы развития делового поведения персонала;

- причины возникновения конфликтов и способы управления конфликтами в организации;

- основные категории и понятия менеджмента инноваций;

- структуру инновационного цикла и характеристику его стадий;

- методы и модели управления инновационным процессом;

- основные задачи и принципы инновационного менеджмента;

- характеристики инновационных процессов;

36-42

9-12

Управление рисками

Управление человеческими ресурсами

Инновационный менеджмент

Менеджмент качества

Управление безопасностью полетов

ОК-1-7
ОК-18
ОК-20-23
ПК-1-4
ПК-6-14
ПК-17-40
ПК-42
ПК-44
ПК-46
ПК-48-49
ПК-51-62
ПК-64-65
ПК-69
ПК-70
ПК-72
ПК-74-89
ПК-91-108

- методы и модели управления инновационным процессом;

- методы организации и мотивации труда персонала в сфере инноваций;

- основные категории и понятия проектирования и экономического обоснования инновационного бизнеса;

- содержание, структуру и порядок разработки бизнес-плана;

- основные тенденции мирового технологического развития в сфере воздушного транспорта;

- законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации в области менеджмента качества;

- международные стандарты менеджмента качества;

- сущность и содержание менеджмента качества;

- технологию проектирования и реализации систем менеджмента качества;

- методы контроля менеджмента качества в авиационных предприятиях;

- цели, принципы и концепции управления безопасностью полетов;

- принципы и методы системного подхода к исследованию безопасности полетов;

- методы и способы анализа статистических данных для целей повышения безопасности полетов;

- методологию применения данных средств сбора полетной информации и добровольных сообщений в системе управления безопасностью полетов;

- принципы и методы системного подхода к разработке государственной программы обеспечения безопасности полетов;

- цели, задачи и принципы универсальной программы Международной организации гражданской авиации (ICAO) по проведению проверки организации контроля за безопасностью полетов;

- основные механизмы контроля за состоянием безопасности полетов;


- законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, международные стандарты и рекомендуемую практику ICAO в области управления безопасностью полетов;

уметь:

- разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику риска-менеджмента на предприятии;

- принимать управленческие решения в условиях риска, неопределенности и спектра мнений;

- выполнять анализ и оценку рисков;

- поддерживать развитие деловых коммуникаций;

- оценивать качество и результативность труда персонала;

- прогнозировать и планировать потребность в персонале;

- разрабатывать системы мотивации труда персонала в сфере инноваций;

- координировать работу персонала, организовывать повышение квалификации сотрудников подразделения в области инновационной деятельности;

- разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии;

- осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов, управлять программами освоения новой продукции и технологии;

- организовывать аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу персонала;

- применять основные положения международных стандартов менеджмента качества в профессиональной деятельности;

- использовать совокупность структур, методик, процессов и ресурсов систем менеджмента качества в практической деятельности;

- применять современные методы управления качеством в целях эффективного управления деятельностью на авиационных предприятиях;

- разрабатывать мероприятия и организовывать реализацию процессов менеджмента качества;

- разрабатывать планы мероприятий, направленных на устранение причин авиационных происшествий и инцидентов, нарушений порядка использования воздушного пространства, организовывать и обеспечивать их реализацию;

- выявлять факторы риска в сфере обеспечения безопасности полетов и использования воздушного пространства;

- разрабатывать и внедрять эффективные и адекватные меры по снижению уровня рисков в сфере обеспечения безопасности полетов и использования воздушного пространства;

- организовывать и осуществлять надзор и контроль за деятельностью в области авиации в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;

- организовывать и обеспечивать внедрение и выполнение международных стандартов и рекомендуемой практики ICAO по обеспечению безопасности полетов и использования воздушного пространства;

- анализировать аспекты безопасности полетов и оценивать состояние безопасности полетов;

- анализировать причинно-следственные связи в развитии и протекании авиационного события;

- проводить системный анализ авиационных происшествий и инцидентов, нарушений порядка использования воздушного пространства и разрабатывать мероприятия по предотвращению факторов риска;

владеть:

- методами выявления и оценки рисков; методами применения функций полезности при принятии решений в условиях неопределенности и риска;

- навыками анализа статистических данных и разработки рекомендаций по снижению рисков неблагоприятных событий;

- приемами и методами работы с персоналом, управления нововведениями в кадровой работе;

- методами оценки качества и результативности труда персонала;

- методами управления инновационным процессом;

- методами организации и мотивации труда персонала в сфере инноваций;

- навыками разработки планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии;

- методами разработки бизнес-планов реализации инвестиционных проектов; методами использования информационно-коммуникационных технологий в инновационном менеджменте;

- методами менеджмента качества в системе эффективного управления производственно-хозяйственной деятельностью авиационных предприятий;

- навыками работы с системами менеджмента качества в авиационных предприятиях;

- методами анализа причин авиационных происшествий и инцидентов, нарушений порядка использования воздушного пространства;

методами и процедурами управления безопасностью полетов;

- навыками разработки мероприятий и рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов, нарушений порядка использования воздушного пространства.

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

М.3

Практики и научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза)

51-57

ОК-4
ОК-15-16
ПК-5-9
ПК-11-14

ПК-16
ПК-19
ПК-27
ПК-37-41
ПК-51
ПК-77-79
ПК-82
ПК-84-85
ПК-87
ПК-102
ПК-103
ПК-106
ПК-107

М.4

Итоговая государственная аттестация

9

ОК-3-4
ОК-6-12
ОК-14
ОК-18
ОК-22-23
ПК-1-2
ПК-6
ПК-22
ПК-52-56
ПК-59
ПК-61
ПК-63
ПК-68
ПК-76
ПК-89-92
ПК-94-96

Общая трудоемкость основной образовательной программы

120