Недействующий

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) "бакалавр") (с изменениями на 31 мая 2011 года) (утратил силу с 01.09.2014 на основании приказа Минобрнауки России от 07.08.2014 N 935)

Таблица 2

          
Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП

Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения

Трудо-
емкость (зачетные единицы)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий

Коды форми-
руемых компе-
тенций

________________

Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

30-35
10-15

Иностранный язык История
Философия

ОК-1
ОК-2
ОК-3

Базовая часть.

Экономика

ОК-4
ОК-5

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен

ОК-8
ОК-9 ОК-11

Знать:

ОК-12
ОК-17

- иметь представления о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

ОК-19

- важнейшие отрасли и этапы развития гуманитарного и социально-экономического знания, основные научные школы, направления, концепции, источники гуманитарного знания;

- условия формирования личности, ее свободы, ответственность за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении;

- смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке,

отношения человека к природе и возникших в современную эпоху развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

- способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

- движущие силы и закономерности исторического процесса, формы и типы культур, историю и культуру России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

- этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, природе;

- основы экономической теории, экономические основы сферы физической культуры и спорта.

Уметь:

- оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста, уважительно и бережно относиться к историческому наследию;

- анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, процессы;

- анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентации в основных текущих проблемах экономики;

- читать литературу в области профессиональной деятельности на иностранном языке без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем, вести диалог на разговорном уровне, диалоги и полилоги в ситуациях профессионального общения.

Владеть:

- навыками публичного выступления; лексическим минимумом одного из иностранных языков.

Вариативная часть (знания, умения и навыки определяются ООП вуза)

Б.2

Естественно-научный цикл

10-20
5-10

Естественно-научные основы физической

ОК-4
ОК-5

Базовая часть.

культуры и спорта Информатика

ОК-8 ОК-9

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

ОК-13 ОК-14 ОК-15

Знать:

ОК-16 ПК-27

- в области естественнонаучных основ: основы механики, статику, кинематику и динамику; основы электростатики и электродинамики;

- строение атомов и молекул, типы химических связей;

- растворы и взвеси;

- химические реакции и факторы, определяющие их скорость;

- органические вещества и их биологическую роль;

- происхождение и эволюцию Вселенной, место человека в эволюции Земли; взаимосвязи между физическими, химическими и биологическими процессами;

- специфику живых систем;

- происхождение и эволюцию человека;

- экологию и охрану природы, принципы рационального природопользования;

- в области информатики: понятие информации, ее хранения, обработки и представления; аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера.

Уметь:

- применять и трансформировать в соответствии с целями деятельности законы естественно-научных дисциплин;

- использовать стандартное программное обеспечение в профессиональной деятельности;

- соблюдать основные требования информационной безопасности.

Владеть:

основными методами и рациональными приемами сбора, обработки и представления научной, деловой и педагогической информации;

навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Вариативная часть (знания, умения и навыки определяются ООП вуза)

Б.3

Профессиональный цикл

160-170
84-94

Безопасность жизнедеятельности

ОК-4 ОК-5

Базовая часть.

Анатомия человека Биомеханика

ОК-6
ОК-7

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен

двигательной деятельности
Биохимия человека

ОК-8 ОК-9 ОК-10

Знать:

Гигиенические основы

ОК-11 ОК-13

- основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий;

физкультурно-
спортивной деятельности
История физической культуры Менеджмент физической культуры и спорта
Педагогика

ОК-18 ОК-20 ПК-1-32

- понимать и объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности;

физической культуры Правовые основы профессиональной деятельности

- сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область своей будущей профессии, их взаимосвязь в системе знаний;

Психология физической культуры
Теория и методика избранного вида спорта
Теория и методика

- анатомическое строение и функции органов и систем организма человека, закономерности психического, физического развития и

обучения базовым видам спорта
Теория и методика физической культуры

особенности их проявления в разные возрастные периоды;

Физиология человека

- санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта;

- психофизиологические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических способностей и двигательных умений занимающихся;

- функции психики, основные потребности человека, эмоции и чувства, мотивацию поведения и деятельности, социально-психические особенности групп людей, психолого-педагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей;

- историю развития педагогической мысли, актуальные дидактические технологии, методы педагогического контроля и контроля качества обучения;

- способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса;

- методы медико-биологического, педагогического и психологического контроля состояния занимающихся;

- историю, социальную сущность, структуру и функции физической культуры, цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры;

- принципы и методы физического воспитания различных контингентов населения, основы теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности;

- истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в детско-юношеском спорте и у спортсменов массовых разрядов в избранном виде спорта;

- социально-биологические основы, цель, задачи, основные направления двигательной рекреации с различными группами населения;

- факторы и причины травматизма, заболеваний, функциональных нарушений в процессе учебной и спортивной деятельности;

- историю, теорию и методику избранного вида спорта;

- основные положения управленческих наук, организационные основы сферы физической культуры и спорта;

- организационно-методические основы юношеского спорта и систему подготовки резерва в избранном виде спорта;

- Конституцию Российской Федерации, свои гражданские права и обязанности, законы Российской Федерации и нормативные документы органов управления в сфере физической культуры и спорта и образования.

Уметь:

- использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для воспитания патриотизма и любви к Отечеству, стремления к здоровому образу жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурно-
оздоровительных занятиях;

- определять способности и уровень готовности личности включиться в соответствующую физкультурно-спортивную деятельность;

- определять общие и конкретные цели и задачи в сфере физического воспитания, спортивной подготовки и двигательной рекреации как составной части гармоничного развития личности, укрепления ее здоровья, физического совершенствования;

- планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических,

психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся;

- использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- использовать в профессиональной деятельности актуальные приемы обучения и воспитания, разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам;

- использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий;

- определять функциональное состояние, физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся в различные периоды возрастного развития;

- использовать методы педагогической и психологической диагностики, изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся;

- определять причины возникновения у занимающихся ошибок в технике движений, подбирать приемы и средства для их устранения, создавать условия для самоанализа и совершенствования;

- использовать информацию психолого-педагогических, медико-биологических методов контроля для оценки влияния физических нагрузок на индивида и вносить соответствующие коррективы в процесс занятий;

- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;

- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида физкультурно-спортивной деятельности, прогнозировать условия и направления ее развития в социально-культурном аспекте, формировать мотивации у населения для занятий избранным видом спорта;

- реализовывать в профессиональной деятельности права и свободы человека и гражданина;

- ориентироваться в законодательстве и правовой литературе, принимать решения и совершать действия  в соответствии с законом;

- уметь критически оценивать и корректировать собственную профессиональную деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;

- разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, заказывать и приобретать физкультурно-
спортивный инвентарь;

- организовывать и проводить физкультурно-массовые мероприятия и спортивные соревнования;

- организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности.

Владеть:

- основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- навыками использования прав и исполнения обязанностей;

- умениями и навыками психофизического самосовершенствования на основе научного представления о здоровом образе жизни;

- различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;

- техническими элементами базовых видов спорта и избранного вида спорта, а также приемами объяснения и демонстрации основных и вспомогательных элементов;

- способами нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в избранном виде спорта;

- навыками рационального использования учебно-лабораторного и управленческого оборудования, специальной аппаратуры и инвентаря, современной компьютерной техники;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами деятельности в сфере

физической культуры и спорта в условиях поликультурной среды;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды учреждения, региона, области, страны;

- методами проведения научных исследований в сфере профессиональной деятельности;

- методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом.

Вариативная часть

знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки

Перечень дисциплин приводится в примерной основной образовательной программе (ПООП) бакалавра

В.4

Физическая культура

2

Перечень дисциплин, рекомендованных Учебно-методическим объединением, приводится в примерной основной образовательной программе (ПООП) бакалавра

Б.5

Учебная и производственная практики практические умения и навыки определяются ООП вуза

12-15

ОК-4-11
ПК-1-21
ПК-24
ПК-29
ПК-30-31

Б.6

Итоговая государственная аттестация

12

ОК-4
ОК-8
ОК-10-
11
ОК-13
ПК-1-32

Общая трудоемкость основной образовательной программы

240