Недействующий

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 Журналистика (квалификация (степень) "бакалавр") (с изменениями на 31 мая 2011 года) (утратил силу с 08.02.2015 на основании приказа Минобрнауки России от 07.08.2014 N 951)

Таблица 2

     
Структура ООП бакалавриата

Код УЦ
ООП

Учебные циклы дисциплин и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость
(зачетные единицы)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий

Коды форми-
руемых компе-
тенций

________________

Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.З и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

50-60

Философия

История

ОК-3, 4, 5, 13
ОК-1, 2, 13
ОК-1, 5, 8, 13

Базовая часть

25-35


Культурология (включая

ОК-18
ПК-31

В результате изучения базовой части цикла студент должен:

религиоведение, а также культурологические

Философский модуль

основы СМИ)

Владеть основами философских знаний как базы формирования мировоззрения, понимания смысла человеческого бытия, роли нравственного выбора, взаимосвязи свободы и ответственности.

Иностранные языки

Уметь на основе методологической культуры анализировать явления социальной реальности, осуществлять познавательную деятельность на базе гносеологических принципов и методов.

Исторический модуль

Знать основные этапы и тенденции исторического развития России и мировой истории, понимать значение исторического знания, опыта и уроков истории, опираться на это знание в формировании своего общего историко-культурного кругозора.

Уметь использовать полученные знания в связи с профессиональной деятельностью.

Культурологический модуль

Знать основные этапы развития человеческой цивилизации, ориентироваться в типах различных культур и религий, в процессе формирования культурного наследия, культурных традиций, ценностей и норм, быть знакомым с основными видами искусств, понимать их роль в жизни человека и общества.

Понимать место и роль российской культуры в мировом контексте, специфику журналистики как части культуры общества, творчества как культурного феномена.

Уметь адаптироваться к разным социокультурным реальностям, проявлять толерантность к национальным, культурным и религиозным различиям.

Уметь использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала в контексте задач профессиональной деятельности.

Языковой модуль

Владеть иностранными языками в объеме, достаточном для чтения текстов, общения с ньюсмейкерами, поиска необходимой информации в Интернете и работы в сети, профессиональной коммуникации.

Вариативная часть
(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

Б.2**

Естественно-научный цикл

6-8

Концепции современного

ОК-15
ОК-16, 19

Базовая часть

3-5

естествознания

ПК-24, 29, 43

В результате изучения базовой части цикла студент должен:

Современные информационные технологии

владеть основами знаний в области концепций современного естествознания; уметь базироваться на принципах естественно-научного подхода в процессе формирования мировоззренческих взглядов в аспекте взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем экологической безопасности;

уметь использовать знания естественных наук в профессиональной деятельности;

ориентироваться в современной системе источников информации, представлять возможности информационных технологий;

владеть навыками использования различных программных средств и работы в Интернете, работы с базами данными и использовать интернет-ресурсы.

Вариативная часть
(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

Б.1+
Б.3

Социально-профессиональный цикл

В результате изучения социально-профессиональных модулей студент должен:

Социология

Социология журналистики

ОК-14
ПК-14-16, 43, 44, 45, 50, 52, 53, 55

Социологический модуль


Политология (включая

ОК-14
ПК-13, 14

Знать принципы функционирования современного демократического общества, механизмы социальных процессов и отношений, основные социальные регуляторы, понимать суть процесса стратификации, знать основные характеристики социального состава населения современной России, ориентироваться в различных аспектах реального состояния российского общества, актуальных проблемах, тенденциях развития.

раздел СМИ и политика)

Правоведение

Правовые основы журналистики

Профессиональная этика журналиста (включая аксиологию журналистики)

ОК-5-7, 13, 14
ПК-11, 12
ОК-14
ПК-18, 20, 44, 45, 46, 49
ОК-14,
ПК-4, 17, 55

Владеть общесоциологической культурой, иметь представление об основных источниках и методах получения социологической информации, уметь использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Экономика

Экономика и менеджмент в СМИ

Психология (включая основы социальной психологии)

Понимать социальную природу журналистики, знать комплекс социальных функций СМИ.


Психология журналистики

Понимать роль аудитории СМИ, ее потребностей, интересов и мотивов в процессе потребления и производства массовой информации, ориентироваться в особенностях ее информационного поведения, иметь представление об основных ее характеристиках и методах изучения.

Понимать социальный смысл участия представителей различных сегментов общества (социальных слоев и групп, гражданских объединений) в функционировании СМИ, важность выражения общественного мнения в СМИ, знать основные методы его изучения, владеть способами его представления в СМИ и организации общественного диалога.

Владеть основами знаний о методах социологических исследований в сфере СМИ, быть способным анализировать и использовать медиаметрические и другие данные об аудитории, знать аудиторию своего СМИ.

Быть способным участвовать в локальных медиаопросах, работать с социологической информацией, использовать ее в профессиональных целях.

Политологический модуль

Ориентироваться в важнейших политических процессах, базовых характеристиках политической системы России,

знать функции основных политических институтов и структур гражданского общества.

Понимать роль политики в процессе функционирования СМИ, знать сущность информационной политики.

Уметь применять политологические знания в профессиональной деятельности.

Правовой модуль

Понимать роль права в функционировании демократического правового общества, владеть общей правовой культурой.

Знать правовые нормы, регулирующие функционирование СМИ в России и за рубежом, права и обязанности журналиста, авторское право, уметь применять эти знания в журналистской работе.

Понимать значение этических регуляторов в журналистской деятельности.

Знать российские и международные этические нормы, кодексы профессиональной этики, уметь следовать им в своей повседневной практике.

Экономический модуль

Понимать суть экономических процессов и экономических отношений, иметь представление об экономических регуляторах и факторах деятельности предприятий с различными формами собственности.

Ориентироваться в экономических аспектах функционирования СМИ (процесс и источники формирования бюджета газетных или журнальных редакций, теле-, радиокомпаний, финансовой и ценовой политики, рекламной деятельности), быть способным учитывать экономическую составляющую в своей профессиональной деятельности.

Знать основы менеджмента в СМИ, уметь выполнять соответствующие функции в рамках должностных обязанностей.

Психологический модуль

Владеть основами знаний в области психологии личности, познавательных и творческих процессов, межличностного и межгруппового общения.

Ориентироваться в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ в целом, редакционного коллектива, журналистской деятельности (общение с источниками информации, героями публикаций, привлекаемыми авторами, аудиторией).

Уметь базироваться на этих знаниях в коллективной редакционной и индивидуальной журналистской работе.

Б.3

Профессиональный цикл

145-155

Введение в специальность

ОК-6, 8-11,
ПК-1, 2, 4, 25,

Базовая (общепрофессиональная часть):

75-85


Основы теории журналистики

26
ОК-1, 2
ПК-5, 6

В результате изучения базовой части цикла студент должен:


Основы теории коммуникации

ОК-1, 2
ПК-1, 3, 5, 6, 22

Теоретико-профессиональный модуль


История

ОК-6, 9-11
ПК-3, 7, 9, 19,

Понимать природу современного информационного общества, знать основы теории коммуникации, специфику журналистики, ее функции и принципы, особенности массовой информации, понимать взаимосвязанность проблем свободы и социальной ответственности в журналистике, важность следования принципам информационной безопасности.

отечественной литературы

История зарубежной литературы

Основы теории литературы

История отечественной журналистики

21, 41, 44, 45, 50-54, 56
ОК-4, 6, 8-11, 16, 18,
ПК-21-23, 25-29, 32, 39-43, 50-55
ОК-17
ПК-29, 30, 42
ОК-2, 6, 8,13, 14,
ПК-10

Понимать сущность и специфику журналистской профессии, знать важнейшие социальные роли журналиста, особенности необходимых личностных и профессиональных качеств.


История зарубежной журналистики

Система СМИ

ОК-16, 19
ПК-29, 32, 33, 34, 41-43, 55, 57, 58
ПК-35-37, 43, 49, 54, 56
ОК-10, 15

Уметь базироваться на полученных общетеоретических знаниях концептуального характера в профессиональной деятельности.

Основы журналистской деятельности (Методология, виды и способ журналистской

ПК-38

Филолого-профессиональный модуль

деятельности;
жанровые

Владеть знаниями в области теории, истории и современного состояния литературы (отечественной и зарубежной) как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста.

разновидности;
проблемно-
тематические направления в СМИ;
особенности работы в печати, на ТВ, РВ, в интернет-СМИ, мобильных медиа,

Уметь анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры.

конвергентная журналистика)

Логика

Быть способным использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как "человековедческой" - "философии" человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений.

Стилистика и литературное редактирование

Профессиональные творческие студии

Уметь использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, умения при подготовке материалов использовать палитру разнообразных языковых изобразительно-выразительных средств.

Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн и)

Современный русский (и родной) язык

Историко-профессиональный модуль


Экономика

Знать историю и закономерности развития отечественной журналистики, лучшие ее образцы, понимать значение ее опыта для практики современных российских СМИ и работы журналиста.


Политология

Правоведение

Социология

Ориентироваться в основных процессах и тенденциях развития зарубежной журналистики, быть знакомым с лучшими ее образцами, профессиональными стандартами, понимать значение ее опыта для практики современных СМИ и работы журналиста.

Культурология

Техника и технология СМИ

Современные информационные технологии

Уметь анализировать и использовать профессиональный опыт лучших отечественных и зарубежных журналистов в целях совершенствования профессионального мастерства.

Основы рекламы и паблик рилейшнз в СМИ

Безопасность жизнедеятельности

Системно-профессиональный модуль

Введение в профессию (раздел

Знать основные принципы формирования системы средств массовой информации, иметь представление о современном состоянии системы СМИ России с точки зрения ее структуры, организационных форм (медиахолдинги, издательские дома, акционерные общества), ориентироваться в ее инфраструктуре.

"Журналистское образование и культура учебного труда")

Знать главные, отличительные черты различных средств массовой информации (пресса, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильные медиа), типов и видов СМИ, их базовые типологические признаки: функции, аудитория, принципы формирования содержания (контента), методы работы журналиста.

Знать базовые принципы разработки концепции, модели издания, теле- или радиопрограммы, рубрики, методы их анализа и коррекции, быть способным участвовать в проектной и планирующей работе редакции и уметь планировать свою собственную работу.

Знать главные принципы формирования организационной, функционально-должностной структуры редакции, основные права и обязанности сотрудников различного должностного статуса и углубленно-
корреспондентского корпуса.

Уметь осуществлять профессиональную деятельность с учетом специфики средства массовой информации (печать, ТВ, РВ, интернет-СМИ, мобильные медиа), его конкретного типа, вида и готовить журналистские материалы в соответствии с их форматами и особенностями аудитории, осуществлять взаимодействие с ней.

Ориентироваться в особенностях интернет-среды и онлайновых СМИ, уметь использовать возможности всемирной сети для решения многообразных профессиональных задач.

Быть способным принять участие в соответствии с должностными обязанностями в производственном процессе выпуска печатного издания, интернет-СМИ, теле- или радиопрограммы.

Профессионально-творческой модуль

Понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками процесса производства текстов массовой информации (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную; текстовую и внетекстовую (проектную, продюсерскую, организаторскую), уметь выполнять в рамках должностных обязанностей соответствующие виды работы.

Знать особенности индивидуально-
творческой (авторской) журналисткой работы, ее задач и методов, технологии и технического сопровождения.

Понимать специфику массовой информации, журналистского текста, его содержательное и структурно-композиционное своеобразие.

Ориентироваться в современной жанровой и стилевой структуре СМИ, иметь основы знаний, касающихся наиболее распространенных форматов печатных изданий, информагентств, теле-, радиопрограмм, интернет - и других видов СМИ, уметь пользоваться этими знаниями в профессиональной работе.

Знать принципы работы с источниками информации, владеть разнообразными методами ее сбора (технологией интервью, наблюдения, работы с документами), их проверки, селекции и анализа, использовать методы прецезионной журналистики (методику "фокус-групп").

Знать на углубленном уровне особенности новостной журналистики и ориентироваться в специфике других направлений журналистской деятельности (информационная журналистика, аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая).

Уметь выбирать и формулировать актуальные темы публикаций, оперативно готовить журналистские материалы, используя адекватные языковые и другие изобразительно-
выразительные средства с учетом типа СМИ и его аудитории, принятыми в нем форматами, стандартами и технологическими требованиями в разных жанрах.

Понимать важность соблюдения основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники информации, разграничение фактов и оценок, плюрализм мнений и точек зрения, баланс интересов), следовать этим принципам при подготовке публикаций, уметь выстраивать логическую структуру, формулировать выводы.

Владеть навыками работы в условиях конвергентной журналистики - подготовка медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, аудиовизуальной, фото, графической) для размещения на различных мультимедийных платформах.

Уметь использовать различные типы заголовочных форм, анонсирования, подачи и продвижения материалов.

Уметь пользоваться приемами композиционного монтажа.

Уметь работать с привлекаемыми авторами, участвующими в подготовке материалов для СМИ.

Уметь редактировать различные материалы для СМИ, используя современные технологии.

Уметь работать с почтой, откликами, обращениями в редакцию.

Знать основные формы организации сотрудничества СМИ с представителями различных сегментов общества, участвовать в организации общественных обсуждений, дискуссий, подготовке материалов и передач с участием аудитории, интерактивных коммуникационных проектов.

Уметь анализировать тексты СМИ, в том числе свои журналистские материалы с целью их совершенствования.

Знать основные правила устных коммуникаций, владеть приемами риторики.

Владеть методами агрегации, переупаковки и ретрансляции информации, полученной из Интернета, от информационных агентств, аудитории, органов управления, неправительственных организаций, служб изучения общественного мнения, рекламных и ПР-агентств и уметь в рамках должностных обязанностей выполнять такие виды работ.

Языковой модуль

Знать фонетические, лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в целом и применительно к практике современных СМИ, уметь следовать им в профессиональной деятельности.

Владеть навыками устной и письменной речи, ее нормами и средствами выразительности.

Проблемно-тематический модуль

Владеть первичными знаниями в определенных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, социальная сфера и т.п.), которые являются объектом освещения в СМИ разных типов и с которыми связано тематическое содержание журналистских публикаций, уметь использовать их при подготовке публикаций.

Технико-технологический профессиональный модуль

Знать структуру существующих источников информации, возможности архивов, электронных каталогов и баз данных, методы поиска информации, уметь работать в сети.

Знать современную технику и новейшие технологии, используемые в печати, телевидении, радиовещании, интернет-СМИ, мобильных медиа.

Уметь использовать в профессиональной деятельности цифровые и ГТ-технологии, цифровую технику, пользоваться основными операционными системами, программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации, уметь использовать в профессиональной работе мобильную связь.

Коммуникативно-рекламный модуль

Знать основы рекламной деятельности в СМИ (содержательный, правовой и экономический аспекты),

уметь работать с рекламой в рамках конкретных должностных редакционных обязанностей.

Знать основы ПР-деятельности в сфере СМИ и владеть навыками такой работы применительно к общередакционным потребностям и задачам обеспечения общественного резонанса публикаций.

Знать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, способы применения современных средств поражения и основные меры по ликвидации их последствий, уметь использовать эти знания в профессиональной работе.

Знать основные угрозы, сопряженные с исполнением профессиональной деятельности, уметь им противостоять.

Владеть навыками научного исследования (теоретического и эмпирического) в целях грамотной подготовки рефератов, курсовых и выпускной работы, докладов, сообщений.

Вариативная часть
(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

Б.4

Учебная и производственные практики

20-25

Система практик

ОК
ПК

Знание основ организации работы различных средств массовой информации, овладение начальными навыками подготовки информационных материалов.

Учебно-
ознакомительная практика

Учебный тренинг (выпуск учебной

(в зависимости от темы и типа работы)

Формирование навыков работы на всех этапах подготовки кратких и развернутых информационных материалов для газеты, теле- радиопрограммы: поиск источников информации, проверка их надежности и достоверности, подбор иллюстративного материала, отбор и обработка сообщений информационных агентств, общение с должностными лицами, участие в брифингах, пресс-конференциях, создание журналистских текстов, редактирование, макетирование и компьютерная верстка.

газеты, радио-, телепередач на базе факультета в режиме реального времени)

Учебно-
профессиональный тренинг в рамках творческих студий, лабораторные занятия

Первая производственная (работа в СМИ)

Умение готовить и редактировать новостные материалы для газет, информационных агентств, телевидения, радио, интернет- и других СМИ.

Вторая производственная

Преддипломная практика

Умение готовить информационные материалы в разных жанрах, а также делать комментарии.

Формирование навыков подготовки аналитических материалов, умение готовить материалы в разных жанрах

Умение работать над журналистскими или исследовательскими материалами в соответствии с типом и темой выпускной работы

Б.5

Итоговая государственная аттестация

10-12

Выпускная работа профессионально-

ОК
ПК

Способность решать на профессиональном уровне, соответствующем данной квалификационной ступени, профессиональные задачи, заключающиеся в подготовке журналистских публикаций по актуальной тематике, представить грамотный теоретический анализ той сферы общественной практики или направления редакционной деятельности, с которой связана тема выпускной работы.

творческого характера

Выпускная работа прикладного исследовательского характера

Государственный экзамен (включая защиту творческого досье)

Защита творческого досье

(в зависимости от темы и типа работы)

Способность провести самостоятельное исследование, умение выбрать актуальную тему, сформулировать цели, задачи, объект и предмет исследования, проанализировать имеющуюся литературу по теме, теоретический и эмпирический материал, непосредственно провести исследование, сформулировать выводы, важные с точки зрения теории и практики СМИ.

Владение совокупностью теоретических знаний и знаний прикладного характера, связанных с различными аспектами функционирования СМИ в целом, отдельных средств массовой информации (печати, телевидения, радиовещания, интернет-СМИ и мобильных медиа), направлениями редакционной деятельности и работы журналиста.

Владение методами журналистской деятельности

Знать методы сохранения и укрепления физического здоровья и уметь использовать их для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

2

Физическая культура

ОК-12

Общая трудоемкость основной образовательной программы

240