Структура ООП бакалавриата
Код УЦ | Учебные циклы дисциплин и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий | Коды форми- |
________________ Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.З и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. | ||||
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 50-60 | Философия | ОК-3, 4, 5, 13 |
Базовая часть | 25-35 |
| ОК-18 | |
В результате изучения базовой части цикла студент должен: | религиоведение, а также культурологические | |||
Философский модуль | основы СМИ) | |||
Владеть основами философских знаний как базы формирования мировоззрения, понимания смысла человеческого бытия, роли нравственного выбора, взаимосвязи свободы и ответственности. | Иностранные языки | |||
Уметь на основе методологической культуры анализировать явления социальной реальности, осуществлять познавательную деятельность на базе гносеологических принципов и методов. | ||||
Исторический модуль | ||||
Знать основные этапы и тенденции исторического развития России и мировой истории, понимать значение исторического знания, опыта и уроков истории, опираться на это знание в формировании своего общего историко-культурного кругозора. | ||||
Уметь использовать полученные знания в связи с профессиональной деятельностью. | ||||
Культурологический модуль | ||||
Знать основные этапы развития человеческой цивилизации, ориентироваться в типах различных культур и религий, в процессе формирования культурного наследия, культурных традиций, ценностей и норм, быть знакомым с основными видами искусств, понимать их роль в жизни человека и общества. | ||||
Понимать место и роль российской культуры в мировом контексте, специфику журналистики как части культуры общества, творчества как культурного феномена. | ||||
Уметь адаптироваться к разным социокультурным реальностям, проявлять толерантность к национальным, культурным и религиозным различиям. | ||||
Уметь использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала в контексте задач профессиональной деятельности. | ||||
Языковой модуль | ||||
Владеть иностранными языками в объеме, достаточном для чтения текстов, общения с ньюсмейкерами, поиска необходимой информации в Интернете и работы в сети, профессиональной коммуникации. | ||||
Вариативная часть | ||||
Б.2** | Естественно-научный цикл | 6-8 | Концепции современного | ОК-15 |
Базовая часть | 3-5 | естествознания | ПК-24, 29, 43 | |
В результате изучения базовой части цикла студент должен: | Современные информационные технологии | |||
владеть основами знаний в области концепций современного естествознания; уметь базироваться на принципах естественно-научного подхода в процессе формирования мировоззренческих взглядов в аспекте взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем экологической безопасности; | ||||
уметь использовать знания естественных наук в профессиональной деятельности; | ||||
ориентироваться в современной системе источников информации, представлять возможности информационных технологий; | ||||
владеть навыками использования различных программных средств и работы в Интернете, работы с базами данными и использовать интернет-ресурсы. | ||||
Вариативная часть | ||||
Б.1+ | Социально-профессиональный цикл | |||
В результате изучения социально-профессиональных модулей студент должен: | Социология | ОК-14 | ||
Социологический модуль |
| ОК-14 | ||
Знать принципы функционирования современного демократического общества, механизмы социальных процессов и отношений, основные социальные регуляторы, понимать суть процесса стратификации, знать основные характеристики социального состава населения современной России, ориентироваться в различных аспектах реального состояния российского общества, актуальных проблемах, тенденциях развития. | раздел СМИ и политика) | ОК-5-7, 13, 14 | ||
Владеть общесоциологической культурой, иметь представление об основных источниках и методах получения социологической информации, уметь использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. | Экономика | |||
Понимать социальную природу журналистики, знать комплекс социальных функций СМИ. |
| |||
Понимать роль аудитории СМИ, ее потребностей, интересов и мотивов в процессе потребления и производства массовой информации, ориентироваться в особенностях ее информационного поведения, иметь представление об основных ее характеристиках и методах изучения. | ||||
Понимать социальный смысл участия представителей различных сегментов общества (социальных слоев и групп, гражданских объединений) в функционировании СМИ, важность выражения общественного мнения в СМИ, знать основные методы его изучения, владеть способами его представления в СМИ и организации общественного диалога. | ||||
Владеть основами знаний о методах социологических исследований в сфере СМИ, быть способным анализировать и использовать медиаметрические и другие данные об аудитории, знать аудиторию своего СМИ. | ||||
Быть способным участвовать в локальных медиаопросах, работать с социологической информацией, использовать ее в профессиональных целях. | ||||
Политологический модуль | ||||
Ориентироваться в важнейших политических процессах, базовых характеристиках политической системы России, | ||||
знать функции основных политических институтов и структур гражданского общества. | ||||
Понимать роль политики в процессе функционирования СМИ, знать сущность информационной политики. | ||||
Уметь применять политологические знания в профессиональной деятельности. | ||||
Правовой модуль | ||||
Понимать роль права в функционировании демократического правового общества, владеть общей правовой культурой. | ||||
Знать правовые нормы, регулирующие функционирование СМИ в России и за рубежом, права и обязанности журналиста, авторское право, уметь применять эти знания в журналистской работе. | ||||
Понимать значение этических регуляторов в журналистской деятельности. | ||||
Знать российские и международные этические нормы, кодексы профессиональной этики, уметь следовать им в своей повседневной практике. | ||||
Экономический модуль | ||||
Понимать суть экономических процессов и экономических отношений, иметь представление об экономических регуляторах и факторах деятельности предприятий с различными формами собственности. | ||||
Ориентироваться в экономических аспектах функционирования СМИ (процесс и источники формирования бюджета газетных или журнальных редакций, теле-, радиокомпаний, финансовой и ценовой политики, рекламной деятельности), быть способным учитывать экономическую составляющую в своей профессиональной деятельности. | ||||
Знать основы менеджмента в СМИ, уметь выполнять соответствующие функции в рамках должностных обязанностей. | ||||
Психологический модуль | ||||
Владеть основами знаний в области психологии личности, познавательных и творческих процессов, межличностного и межгруппового общения. | ||||
Ориентироваться в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ в целом, редакционного коллектива, журналистской деятельности (общение с источниками информации, героями публикаций, привлекаемыми авторами, аудиторией). | ||||
Уметь базироваться на этих знаниях в коллективной редакционной и индивидуальной журналистской работе. | ||||
Б.3 | Профессиональный цикл | 145-155 | Введение в специальность | ОК-6, 8-11, |
Базовая (общепрофессиональная часть): | 75-85 |
| 26 | |
В результате изучения базовой части цикла студент должен: |
| ОК-1, 2 | ||
Теоретико-профессиональный модуль |
| ОК-6, 9-11 | ||
Понимать природу современного информационного общества, знать основы теории коммуникации, специфику журналистики, ее функции и принципы, особенности массовой информации, понимать взаимосвязанность проблем свободы и социальной ответственности в журналистике, важность следования принципам информационной безопасности. | отечественной литературы | 21, 41, 44, 45, 50-54, 56 | ||
Понимать сущность и специфику журналистской профессии, знать важнейшие социальные роли журналиста, особенности необходимых личностных и профессиональных качеств. |
| ОК-16, 19 | ||
Уметь базироваться на полученных общетеоретических знаниях концептуального характера в профессиональной деятельности. | Основы журналистской деятельности (Методология, виды и способ журналистской | ПК-38 | ||
Филолого-профессиональный модуль | деятельности; | |||
Владеть знаниями в области теории, истории и современного состояния литературы (отечественной и зарубежной) как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста. | разновидности; | |||
Уметь анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры. | конвергентная журналистика) | |||
Быть способным использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как "человековедческой" - "философии" человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений. | Стилистика и литературное редактирование | |||
Уметь использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, умения при подготовке материалов использовать палитру разнообразных языковых изобразительно-выразительных средств. | Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн и) | |||
Историко-профессиональный модуль |
| |||
Знать историю и закономерности развития отечественной журналистики, лучшие ее образцы, понимать значение ее опыта для практики современных российских СМИ и работы журналиста. |
| |||
Ориентироваться в основных процессах и тенденциях развития зарубежной журналистики, быть знакомым с лучшими ее образцами, профессиональными стандартами, понимать значение ее опыта для практики современных СМИ и работы журналиста. | Культурология | |||
Уметь анализировать и использовать профессиональный опыт лучших отечественных и зарубежных журналистов в целях совершенствования профессионального мастерства. | Основы рекламы и паблик рилейшнз в СМИ | |||
Системно-профессиональный модуль | Введение в профессию (раздел | |||
Знать основные принципы формирования системы средств массовой информации, иметь представление о современном состоянии системы СМИ России с точки зрения ее структуры, организационных форм (медиахолдинги, издательские дома, акционерные общества), ориентироваться в ее инфраструктуре. | "Журналистское образование и культура учебного труда") | |||
Знать главные, отличительные черты различных средств массовой информации (пресса, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильные медиа), типов и видов СМИ, их базовые типологические признаки: функции, аудитория, принципы формирования содержания (контента), методы работы журналиста. | ||||
Знать базовые принципы разработки концепции, модели издания, теле- или радиопрограммы, рубрики, методы их анализа и коррекции, быть способным участвовать в проектной и планирующей работе редакции и уметь планировать свою собственную работу. | ||||
Знать главные принципы формирования организационной, функционально-должностной структуры редакции, основные права и обязанности сотрудников различного должностного статуса и углубленно- | ||||
Уметь осуществлять профессиональную деятельность с учетом специфики средства массовой информации (печать, ТВ, РВ, интернет-СМИ, мобильные медиа), его конкретного типа, вида и готовить журналистские материалы в соответствии с их форматами и особенностями аудитории, осуществлять взаимодействие с ней. | ||||
Ориентироваться в особенностях интернет-среды и онлайновых СМИ, уметь использовать возможности всемирной сети для решения многообразных профессиональных задач. | ||||
Быть способным принять участие в соответствии с должностными обязанностями в производственном процессе выпуска печатного издания, интернет-СМИ, теле- или радиопрограммы. | ||||
Профессионально-творческой модуль | ||||
Понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками процесса производства текстов массовой информации (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную; текстовую и внетекстовую (проектную, продюсерскую, организаторскую), уметь выполнять в рамках должностных обязанностей соответствующие виды работы. | ||||
Знать особенности индивидуально- | ||||
Понимать специфику массовой информации, журналистского текста, его содержательное и структурно-композиционное своеобразие. | ||||
Ориентироваться в современной жанровой и стилевой структуре СМИ, иметь основы знаний, касающихся наиболее распространенных форматов печатных изданий, информагентств, теле-, радиопрограмм, интернет - и других видов СМИ, уметь пользоваться этими знаниями в профессиональной работе. | ||||
Знать принципы работы с источниками информации, владеть разнообразными методами ее сбора (технологией интервью, наблюдения, работы с документами), их проверки, селекции и анализа, использовать методы прецезионной журналистики (методику "фокус-групп"). | ||||
Знать на углубленном уровне особенности новостной журналистики и ориентироваться в специфике других направлений журналистской деятельности (информационная журналистика, аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая). | ||||
Уметь выбирать и формулировать актуальные темы публикаций, оперативно готовить журналистские материалы, используя адекватные языковые и другие изобразительно- | ||||
Понимать важность соблюдения основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники информации, разграничение фактов и оценок, плюрализм мнений и точек зрения, баланс интересов), следовать этим принципам при подготовке публикаций, уметь выстраивать логическую структуру, формулировать выводы. | ||||
Владеть навыками работы в условиях конвергентной журналистики - подготовка медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, аудиовизуальной, фото, графической) для размещения на различных мультимедийных платформах. | ||||
Уметь использовать различные типы заголовочных форм, анонсирования, подачи и продвижения материалов. | ||||
Уметь пользоваться приемами композиционного монтажа. | ||||
Уметь работать с привлекаемыми авторами, участвующими в подготовке материалов для СМИ. | ||||
Уметь редактировать различные материалы для СМИ, используя современные технологии. | ||||
Уметь работать с почтой, откликами, обращениями в редакцию. | ||||
Знать основные формы организации сотрудничества СМИ с представителями различных сегментов общества, участвовать в организации общественных обсуждений, дискуссий, подготовке материалов и передач с участием аудитории, интерактивных коммуникационных проектов. | ||||
Уметь анализировать тексты СМИ, в том числе свои журналистские материалы с целью их совершенствования. | ||||
Знать основные правила устных коммуникаций, владеть приемами риторики. | ||||
Владеть методами агрегации, переупаковки и ретрансляции информации, полученной из Интернета, от информационных агентств, аудитории, органов управления, неправительственных организаций, служб изучения общественного мнения, рекламных и ПР-агентств и уметь в рамках должностных обязанностей выполнять такие виды работ. | ||||
Языковой модуль | ||||
Знать фонетические, лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в целом и применительно к практике современных СМИ, уметь следовать им в профессиональной деятельности. | ||||
Владеть навыками устной и письменной речи, ее нормами и средствами выразительности. | ||||
Проблемно-тематический модуль | ||||
Владеть первичными знаниями в определенных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, социальная сфера и т.п.), которые являются объектом освещения в СМИ разных типов и с которыми связано тематическое содержание журналистских публикаций, уметь использовать их при подготовке публикаций. | ||||
Технико-технологический профессиональный модуль | ||||
Знать структуру существующих источников информации, возможности архивов, электронных каталогов и баз данных, методы поиска информации, уметь работать в сети. | ||||
Знать современную технику и новейшие технологии, используемые в печати, телевидении, радиовещании, интернет-СМИ, мобильных медиа. | ||||
Уметь использовать в профессиональной деятельности цифровые и ГТ-технологии, цифровую технику, пользоваться основными операционными системами, программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации, уметь использовать в профессиональной работе мобильную связь. | ||||
Коммуникативно-рекламный модуль | ||||
Знать основы рекламной деятельности в СМИ (содержательный, правовой и экономический аспекты), | ||||
уметь работать с рекламой в рамках конкретных должностных редакционных обязанностей. | ||||
Знать основы ПР-деятельности в сфере СМИ и владеть навыками такой работы применительно к общередакционным потребностям и задачам обеспечения общественного резонанса публикаций. | ||||
Знать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, способы применения современных средств поражения и основные меры по ликвидации их последствий, уметь использовать эти знания в профессиональной работе. | ||||
Знать основные угрозы, сопряженные с исполнением профессиональной деятельности, уметь им противостоять. | ||||
Владеть навыками научного исследования (теоретического и эмпирического) в целях грамотной подготовки рефератов, курсовых и выпускной работы, докладов, сообщений. | ||||
Вариативная часть | ||||
Б.4 | Учебная и производственные практики | 20-25 | Система практик | ОК |
Знание основ организации работы различных средств массовой информации, овладение начальными навыками подготовки информационных материалов. | Учебно- | (в зависимости от темы и типа работы) | ||
Формирование навыков работы на всех этапах подготовки кратких и развернутых информационных материалов для газеты, теле- радиопрограммы: поиск источников информации, проверка их надежности и достоверности, подбор иллюстративного материала, отбор и обработка сообщений информационных агентств, общение с должностными лицами, участие в брифингах, пресс-конференциях, создание журналистских текстов, редактирование, макетирование и компьютерная верстка. | газеты, радио-, телепередач на базе факультета в режиме реального времени) | |||
Умение готовить и редактировать новостные материалы для газет, информационных агентств, телевидения, радио, интернет- и других СМИ. | Вторая производственная | |||
Умение готовить информационные материалы в разных жанрах, а также делать комментарии. | ||||
Формирование навыков подготовки аналитических материалов, умение готовить материалы в разных жанрах | ||||
Умение работать над журналистскими или исследовательскими материалами в соответствии с типом и темой выпускной работы | ||||
Б.5 | Итоговая государственная аттестация | 10-12 | Выпускная работа профессионально- | ОК |
Способность решать на профессиональном уровне, соответствующем данной квалификационной ступени, профессиональные задачи, заключающиеся в подготовке журналистских публикаций по актуальной тематике, представить грамотный теоретический анализ той сферы общественной практики или направления редакционной деятельности, с которой связана тема выпускной работы. | творческого характера | (в зависимости от темы и типа работы) | ||
Способность провести самостоятельное исследование, умение выбрать актуальную тему, сформулировать цели, задачи, объект и предмет исследования, проанализировать имеющуюся литературу по теме, теоретический и эмпирический материал, непосредственно провести исследование, сформулировать выводы, важные с точки зрения теории и практики СМИ. | ||||
Владение совокупностью теоретических знаний и знаний прикладного характера, связанных с различными аспектами функционирования СМИ в целом, отдельных средств массовой информации (печати, телевидения, радиовещания, интернет-СМИ и мобильных медиа), направлениями редакционной деятельности и работы журналиста. | ||||
Владение методами журналистской деятельности | ||||
Знать методы сохранения и укрепления физического здоровья и уметь использовать их для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | 2 | Физическая культура | ОК-12 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |