Недействующий

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 240700 Биотехнология (квалификация (степень) "бакалавр") (с изменениями на 31 мая 2011 года) (утратил силу с 25.04.2015 на основании приказа Минобрнауки России от 11.03.2015 N 193)

Таблица 2

          
Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ОПП

Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения

Трудоем-
кость (зачет-
ные едини-
цы)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий

Коды форми-
руемых компетен-
ций

________________

Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

27-32

Иностранный язык,

ОК-1,
ОК-2,
ОК-3,

Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

20-22

История России, Экономика, Правоведение, Философия

ОК-4,
ОК-5,
ОК-6,
ОК-7,
ОК-8,

знать:

ОК-10,
ОК-14,

- основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;

ПК-12,
ПК-13,
ПК-14

- лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);

- движущие силы и закономерности исторического процесса;

место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;

- роль насилия и ненасилия в обществе, нравственные обязанности человека;

- многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса;

- теоретические основы функционирования рыночной экономики;

- экономические основы производства и ресурсы предприятия (основные фонды, оборотные средства, трудовые ресурсы);

- понятия себестоимости продукции и классификации затрат на производство и реализацию продукции; основы финансовой деятельности;

- основные принципы, функции менеджмента, принципы построения организационных структур и распределения функций управления, формы участия персонала в управлении, основные принципы этики деловых отношений;

- роль маркетинга в управлении фирмой, принципы, задачи и функции маркетинга, направления проведения маркетинговых исследований, основные составляющие комплекса маркетинга товара;

- виды и основные характеристики предприятия, типы производства и форм движения предметов труда во времени и пространстве, принципы и методы организации и нормирования труда, методы планирования ресурсного обеспечения деятельности предприятия, разработки оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

уметь:

- самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу;

- применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории;

- проводить укрупненные расчеты затрат на производство и реализацию продукции;

- определять финансовые результаты деятельности предприятия;

владеть:

- методами менеджмента;

- методами управления качеством продукции, отвечающей требованиям стандартов и рынка;

- методами разработки производственных программ и анализа их выполнения.

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

Б.2

Математический и естественно-научный цикл

95-105

Математика, Информатика,

ОК-7,
ОК-12,
ОК-13,

Базовая часть

70-75

Физика,
Общая и

ПК-1,
ПК-2,

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

неорганическая химия, Органическая химия,

ПК-3,
ПК-4,
ПК-6,

знать:

Химия биологически активных веществ,

ПК-7,
ПК-8,

- основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной

Физическая
химия,
Экология,

ПК-9

алгебры, дифференциального и интегрального исчисления;

Общая биология и микробиология Основы биохимии и

дифференциальных уравнений и элементов теории уравнений математической физики;

молекулярной биологии

теории вероятностей и математической статистики, математических методов решения профессиональных задач;

- технические и программные средства реализации информационных технологий, основы работы в локальных и глобальных сетях, типовые численные методы решения математических задач и алгоритмы их реализации, один из языков программирования высокого уровня;

- основные законы и модели механики, колебаний и волн, электричества и магнетизма, квантовой физики, статистической физики и термодинамики;

- основные закономерности функционирования биосферы и человека, глобальные проблемы окружающей среды и экологические принципы рационального использования природных ресурсов, технических средств и технологий;

- основы строения атомов и молекул, теории химической связи в соединениях разных типов, строения вещества в

конденсированном состоянии, основы химической термодинамики, методов описания химических равновесий в растворах электролитов, гидролиза солей, основы химической кинетики, химические свойства элементов различных групп Периодической системы и их соединений, окислительно-восстановительные реакции, строение и свойства комплексных соединений;

- принципы классификации и номенклатуру органических соединений;

строение органических соединений; классификацию органических реакций;

- свойства основных классов органических соединений; основные методы синтеза органических соединений;

- структуру и пространственную организацию белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, низкомолекулярных биорегуляторов и антибиотиков; анализ, химический синтез и биосинтез биополимеров; ферментативный катализ, понятия о ферментах, антителах, структурных белках;

- начала термодинамики и основные уравнения химической термодинамики;

методы термодинамического описания химических и фазовых равновесий в многокомпонентных системах; термодинамику растворов электролитов и электрохимических систем; уравнения формальной

кинетики и теории кинетики сложных, цепных, гетерогенных и фотохимических реакций;

основные теории гомогенного, гетерогенного и ферментативного катализа;

- уровни организации и свойства живых систем; роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом; химическую

организацию, строение и функции клетки эукариотов и прокариотов;

обмен веществ и превращение энергии в клетке; воспроизведение и жизненный цикл клетки;

размножение и индивидуальное развитие организмов;

основные группы живых организмов;

закономерности наследования и изменчивости;

эволюционное учение; микроэволюцию и макроэволюцию;

генетические и экологические основы эволюции;

понятия биосферы, микроорганизмов;

метаболизм микроорганизмов;

анаэробное и аэробное окисление у микроорганизмов;

процессы биосинтеза и биотрансформации у микроорганизмов;

генетику, химическую организацию, строение и функции клетки эукариотов и прокариотов;

строение, состав и физиологическую роль клеточной стенки и цитоплазматической мембраны;

внутриклеточные органеллы;

основные классы биомолекул (белки, нуклеиновые кислоты, липиды, углеводы), их биологические функции в клетке;

молекулярные механизмы передачи генетической информации;

структуру биологических мембран;

принципы биоэнергетики;

пути и механизмы преобразования энергии в живых системах;

аэробные и анаэробные окислительно-восстановительные процессы;

фотосинтез и хемосинтез;

азотфиксацию;

биосинтез веществ в клетках;

организацию биосинтетических процессов в клетках эукариот и прокариот; вторичные метаболиты;

транспорт субстратов и продуктов;

- строение и состав генома прокариотических и эукариотических организмов;

рекомбинацию генов;

молекулярный инструментарий генной инженерии;

изменчивость микроорганизмов;

основы селекции микроорганизмов;

уметь:

- проводить анализ функций, решать основные задачи теории вероятности и математической статистики;

решать уравнения и системы дифференциальных уравнений применительно к реальным процессам;

использовать аналитические и численные методы решения алгебраических и обыкновенных дифференциальных уравнений;

- применять методы решения задач анализа и расчета характеристик колебаний в механических, электромагнитных и комбинированных системах, анализа и расчета электрических и магнитных полей, анализа квантовых систем, использовать основные приемы обработки экспериментальных данных;

- определять по справочным данным энергетические характеристики и геометрию молекул, термодинамические характеристики химических реакций, величины рН и характеристики диссоциации электролитов, производить расчеты концентрации растворов различных соединений;

- выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения;

- использовать стандартные пакеты прикладных компьютерных программ для решения практических задач;

- осуществить синтез органических веществ по заданной методике;

осуществить очистку и идентификацию органического соединения; определить

важнейшие физические характеристики органического соединения;

- подбирать условия и проводить идентификацию, выделение и культивирование микроорганизмов - продуцентов биомассы, органических кислот, этанола, аминокислот, антибиотиков;

- определять возможные пути биосинтеза ключевых интермедиатов и целевых продуктов для выбора оптимальных условий биотехнологического процесса;

- анализировать роль внутриклеточных компонентов, биополимеров и выявлять взаимосвязь биохимических процессов в клетке;

владеть:

- методами математического анализа;

- основными методами работы с прикладными программными средствами;

- методами исследования физико-химических свойств биологически активных веществ;

- приемами определения структуры биологически активных соединений на основе их физико-химических характеристик;

- методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды;

- приемами работы с микроорганизмами;

- правилами безопасной работы в химической и микробиологической лаборатории.

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

Б.3

Профессиональный цикл

80-90

Инженерная графика,

ОК-1,
ОК-2,

Базовая часть

25-30

Прикладная механика,

ОК-3,
ОК-4,

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

Электротехника и электроника, Безопасность

ОК-9,
ОК-10,
ПК-5,

знать:

жизнедеятельности, Основы

ПК-13,
ПК-14,

- элементы инженерной и компьютерной графики, основные правила оформления конструкторской документации;

биотехнологии, Процессы и аппараты биотехнологии

ПК-15,
ПК-16,
ПК-18

- электрические и магнитные цепи;
основные определения, топологические параметры и методы расчета электрических цепей; основы электроники

и электрические измерения;

- основные разделы механики: теоретическую механику, сопротивление материалов, детали машин;

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов;

- основные принципы организации биотехнологического производства, его иерархическую структуру, методы оценки эффективности производства; принципиальную схему биотехнологического производства; экономические

критерии оптимизации производства; особенности

моделирования, масштабирования и оптимизации биотехнологических схем и процессов;

- основы биотехнологии, основные биообъекты и методы работы с ними;

- биохимические, химические и физико-химические процессы, протекающие в биореакторах и на стадиях переработки, связанных с выделением и очисткой целевого продукта;

- закономерности кинетики роста микроорганизмов и образования продуктов метаболизма; модели роста и образования продуктов;

методы культивирования;

- основы энзимологии, методы иммобилизации ферментов и клеток, принципы иммунного анализа;

- важнейшие производства промышленной, медицинской, сельскохозяйственной, экологической биотехнологии;

использовать компьютерную графику при подготовке и оформлении

уметь:

- читать чертеж, изготовить эскиз технической документации;

- проводить обработку результатов измерений с использованием пакетов прикладных программ;

- использовать стандарты и другие нормативные документы при оценке, контроле качества и сертификации сырья и продукции;

- определять параметры сырья и продукции при их сертификации;

- проводить контроль параметров воздуха, шума, вибрации, электромагнитных, тепловых излучений;

- выбрать рациональную схему биотехнологического производства заданного продукта, оценивать технологическую эффективность производства;

- выбирать ферментационное и вспомогательное оборудование, производить его расчет, выбрать режим его стерилизации;

владеть:

- средствами компьютерной графики (ввод, вывод, отображение, преобразование и редактирование графических объектов);

- методами расчета основных параметров биотехнологических процессов и оборудования;

- методами очистки и стерилизации воздуха, конструирования и стерилизации питательных сред;

- методами проведения стандартных испытаний по определению показателей физико-химических свойств сырья и продукции;

- методами технического контроля по соблюдению технологической дисциплины в условиях действующего биотехнологического производства;

- методами моделирования и масштабирования биотехнологического процесса;

- методами планирования, проведения и обработки биотехнологических экспериментов;

- приемами действий в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи пострадавшим.

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

Б.4

Физическая культура

2 (400 часов)

ОК-15

Б.5

Учебная и производственная практики

9-12

ПК-5,
ПК-13,
ПК-14,
ПК-15,
ПК-16,
ПК-18

Б.6

Итоговая государственная аттестация

12

ПК-1,
ПК-6 -
ПК-9,
ПК-11

Общая трудоемкость ООП

240