6.5.3.1. К характерным дефектам и разрушениям цементобетонных покрытий относятся:
трещины (усадочные и сквозные);
разрушение верхнего слоя покрытия на глубину до 10 мм (шелушение);
разрушение верхнего слоя покрытия на глубину более 10 мм;
раковины и выбоины;
сколы кромок плит;
отколы углов и краев плит;
разрушение плит;
уступы в швах и трещинах;
просадки и проломы плит или участков покрытия;
разрушение заполнителя швов;
потеря продольной устойчивости (коробление плит);
оголение арматуры.
6.5.3.2. Трещины по характеру могут быть поверхностными (усадочными) и сквозными. Поверхностные трещины бывают усадочного и температурного происхождения и возникают при совместном действии температуры и эксплуатационной нагрузки от воздушных судов, а также при несоблюдении требований к подбору состава смеси, неправильном уходе за свежеуложенным бетоном. Поверхностные трещины постепенно увеличиваются в глубину и длину и часто разветвляются в разных направлениях.
Причины возникновения сквозных трещин:
совместное действие эксплуатационной нагрузки и температурных напряжений при недостаточной несущей способности покрытия;
действие сверхрасчетных нагрузок;
появление усталости бетона при длительной эксплуатации;
потеря контакта с основанием;
дефекты основания (просадки);
поздняя нарезка шва во время строительства;
отраженные трещины.
Основная опасность сквозных трещин состоит в том, что они снижают несущую способность цементобетонных плит и создают условия для проникновения воды через покрытие в грунтовое основание.
6.5.3.3. Разрушение поверхностного слоя покрытия на глубину до 10 мм (шелушение) представляет собой механическое отслоение верхнего слоя бетона от основного вследствие недостаточной его прочности.
Разрушение поверхностного слоя покрытия на глубину более 10 мм также является механическим отслоением верхнего слоя бетона от основного. Происходит это, как правило, в результате дальнейших приложений нагрузок и воздействия климатических факторов на участках с шелушением поверхности.
Разрушение поверхностного слоя покрытия вызывается следующими причинами:
применением некачественных материалов и нарушением технологии бетонных работ;
многократным воздействием нагрузок от воздушных судов;