Недействующий

     

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Об утверждении Положения о Государственном комитете
Российской Федерации по статистике

--------------------------------------------------------------------

Утратило силу в связи с реорганизацией центральных органов власти.     См. Указ Президента РФ от 10 января 1994 года N 66 и

постановление Правительства РФ от 9 июля 1994 года N 834.
--------------------------------------------------------------------

Президиум Верховного Совета Российской Федерации

п о с т а н о в л я е т:

Утвердить Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике.


     Председатель Верховного Совета
     Российской Федерации                        Р.И.Хасбулатов

Москва, Дом Советов России
23 июля 1993 года
N 5547-1





Утверждено
Постановлением Президиума
Верховного Совета
Российской Федерации
N 5547-1


П О Л О Ж Е Н И Е
о Государственном комитете Российской Федерации
по статистике


I. Общие положения

1. Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) является главным учетно-статистическим центром страны и относится к центральным федеральным органам государственного управления. На Госкомстат России возлагаются задачи создания и обеспечения функционирования системы экономико-статистической информации, защищенной от проявления местничества и административного давления, обеспечения на основе научной методологии объективными и достоверными данными Президента Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, его комитетов и комиссий, Совета Министров - Правительства Российской Федерации, других органов власти и управления Российской Федерации.

2. Госкомстат России осуществляет руководство общероссийской статистикой, исходя из отнесения в соответствии с Федеральным договором официального статистического учета к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

3. Госкомстат России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, его Президиума и настоящим Положением.

4. Госкомстат России работает под руководством Верховного Совета Российской Федерации, подотчетен Верховному Совету Российской Федерации, его Президиуму и не зависим от исполнительно-распорядительных органов государственной власти Российской Федерации.

5. Госкомстат России, его органы в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах, подведомственные предприятия, организации и учреждения составляют единую систему.

II. Задачи Госкомстата России

1. Организация выполнения Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

2. Обеспечение устойчивости системы экономико-статистической информации, гибкости форм и методов сбора данных в условиях развития рыночных отношений, своевременное реагирование на развитие событий, процессов и явлений в народном хозяйстве, социальной жизни страны.

3. Разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов и прогнозов социально-экономических и демографических процессов, представление в установленные адреса и сроки статистических данных.

4. Обеспечение широкой гласности статистической информации, ее открытости и доступности. Систематическое информирование населения через печать, радио, телевидение о социально-экономическом развитии Российской Федерации, становления рыночных отношений, динамике цен на товары и услуги, жизненном уровне населения, его занятости.

5. Разработка совместно с министерствами и ведомствами Российской Федерации и республик, входящих в ее состав, научными учреждениями, предприятиями и организациями научно обоснованной статистической методологии, отвечающей международной практике. Регулярные публикации материалов по методологии исчисления статистических данных, рассмотрение их альтернативных вариантов.

6. Совершенствование системы статистических показателей с учетом особенностей развития республик, входящих в состав Российской Федерации, и региональных проблем, повышение качества и оперативности статистической информации на базе новейших научно-технических достижений, современных информационных технологий и систем, математического аппарата. Техническое переоснащение статистических органов, широкое применение новых поколений электронно-вычислительных машин, прогрессивных средств связи и организационной техники, развитие телекоммуникационного доступа пользователей к банкам данных, базам знаний, создание при необходимости научно-исследовательских организаций.

Развитие и применение в государственной статистике и других сферах управления Российской Федерации Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в увязке с международными стандартами и классификациями.

III.Функции Госкомстата России

Госкомстат России в соответствии с возложенными на него задачами:

1. Создает статистическую базу, банки данных на основе отчетности, переписей, единовременных учетов, выборочных, монографических и иных обследований на территории Российской Федерации, а также систему индикаторов для деятельности службы мониторинга по острым социально-экономическим вопросам.

2. Ведет автоматизированный учет и кодирование предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и подлежащих государственной регистрации.

Обеспечивает функционирование и использование Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования.

3. Обеспечивает хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных. Работники статистических органов несут предусмотренную законодательством ответственность за разглашение государственной и коммерческой тайны.

4. Осуществляет единую техническую политику в технологии сбора, разработки и передачи статистической информации; поддерживает связи с региональными, отраслевыми информационно-вычислительными системами.

5. Взаимодействует с ведомственными статистическими службами, способствует развитию политической, медицинской статистики, статистики правоохранительных органов и других видов статистики.

6. Решает проблему создания единого информационного пространства, возможностей для расчетов национального дохода и получения определенной информации от военно-промышленного комплекса и его деятельности на территории Российской Федерации для расчета макроэкономических показателей.

7. Осуществляет переход к применению выборочных переписей, обследований, учетов и опросов взамен сплошных статистических наблюдений.

8. Совместно с Министерством фмнансов Российской Федерации и другими министерствами проводит работу по переходу Российской Федерации на систему национальных счетов, использование соответствующих международных стандартов.

9. Подготавливает месячные, квартальные, годовые доклады о социально-экономическом положении Российской Федерации, отдельных субъектов федерации, отраслей и секторов экономики и другие аналитические материалы. Квартальные и годовые доклады направляются каждому народному депутату Российской Федерации.

10. Осуществляет статистическое наблюдение за выполнением решений Съездов народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Совета Министров - Правительства Российской Федерации по экономическим и социальным вопросам. На основе анализа складывающейся обстановки вносит предложения по устранению недостатков, повышению эффективности функционирования экономики.

11. Изучает социальные процессы, уровень, качество и стоимость жизни. Проводит переписи населения, социально-демографические обследования, опросы, организует статистику семейных бюджетов, разрабатывает для этого методологию.

12. Ведет статистику внешнеэкономических связей Российской Федерации, широко использует данные таможенной статистики и Международную гармонизированную систему описания и кодирования товаров. Анализирует состояние экспортной базы, совершенствование форм сотрудничества с зарубежными странами, влияние внешнеэкономической деятельности на социально-экономическое положение отдельных субъектов федерации. Осуществляет международное сопоставление основных социально-экономических показателей Российской Федерации. Финансово-кредитные, внешнеэкономические и другие государственные органы представляют Госкомстату России необходимые данные для составления платежного баланса совместно с Центральным банком России.

13. Обеспечивает публикацию в печати текущих и годовых итогов социально-экономического развития Российской Федерации. Ежемесячно помещает в средствах массовой информации обзор социально-экономического развития территорий, данные об уровне жизни населения в экономических регионах.

14. Утверждает и вводит в действие государственную статистическую отчетность и соответствующие инструкции, формы и программы единовременных учетов, обследований и переписей, проводимых Госкомстатом России.

15. Организует работу по обеспечению предприятий, объединений, организаций, учреждений, бланками государственной статистической отчетности, централизованной в органах государственной статистики, и инструкциями по их заполнению.

16. Способствует устранению "закрытых зон" для статистики, необоснованной секретности отдельных показателей социального и экономического развития Российской Федерации, добивается точного ведения учета и отчетности в негосударственном секторе экономики.

IY. Права Госкомстата России

Госкомстат России имеет право:

1. Подводить и обнародовать итоги функционирования экономики, социального развития Российской Федерации за соответствующий период, решать методологические вопросы в области статистики и учета.

2. Получать государственную отчетность (в том числе составляющую коммерческую тайну), а также необходимые данные и материалы по всем учетно-статистическим работам в любой стадии их разработки и пояснения к представляемой отчетности бесплатно, в установленных объемах и в предусмотренные сроки от министерств и ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов и городов, в том числе от финансовых, банковских, таможенных и иных ведомств и служб, от предприятий, организаций, учреждений, независимо от их подчиненности и форм собственности, ассоциаций, союзов, концернов и других юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации, и от граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

3. Издавать постановления и инструкции по вопросам статистики и учета, обязательные для исполнения всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов и городов, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, ассоциациями, концернами, союзами и другими юридическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

4. Осуществлять контроль за выполнением министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов и городов, предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, ассоциациями, концернами, союзами, другими юридическими лицами принятых Президентом Российской Федерации, Верховным Советом Российской Федерации, его Президиумом, Советом Министров Правительством Российской Федерации решений по вопросам статистики и учета.

5. Применять в соответствии с Законом Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" административные взыскания к руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от их форм собственности за непредставление отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления отчетов.

Обращаться в суд или в арбитражный суд с исками и заявлениями, а также защищать свои охраняемые законом права и интересы в суде или арбитражном суде.

6. Проверять достоверность отчетности и состояние первичного учета в министерствах и ведомствах Российской Федерации, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов и городов, на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от их подчиненности и форм собственности, в ассоциациях, концернах, союзах и других объединениях.

7. Вносить исправления в государственную отчетность в случае выявления искажений отчетных данных, обязывать соответствующих юридических и физических лиц отражать эти исправления в первичном и бухгалтерском учете, других взаимосвязанных показателях. За искажение государственной отчетности должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации материальную, административную и уголовную ответственность.

8. Заключать в предусмотренном законодательством порядке и в соответствии с международными правовыми нормами договоры о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств и международными статистическими органами по вопросам совершенствования методологии и практики статистики в экономической, демографической, социальной и экологической областях, использования новых технологий электронной обработки информации, сотрудничать с ними в решении статистических проблем.

Y.Организация деятельности Госкомстата России,
руководство подведомственными организациями

1. Госкомстат России возглавляет Председатель Госкомстата России, утверждаемый и освобождаемый от должности Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

В соответствии с постановлением VIII Внеочередного Съезда народных депутатов от 12 марта 1993 г. N 4628-1. Председатель Госкомстата России может входить по должности в состав Совета Министров - Правительства Российской Федерации при сохранении его подконтрольности Верховному Совету Российской Федерации.

2. В отсутствие Председателя Госкомстата России заместители Председателя Госкомстата России принимают участие в заседениях Совета Министров - Правительства Российской Федерации и его Президиума.

3. Председатель Госкомстата России по согласованию с Президиумом Верховного Совета Российской Федерации назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Госкомстата России и членов коллегии.

4. Стуктура центрального аппарата Госкомстата России утверждается его Председателем в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда.

5. Председатель Госкомстата России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госкомстат России задач, устанавливает круг полномочий заместителей Председателя и руководителей структурных подразделений Госкомстата России.

6. В Госкомстате России образуется коллегия в составе Председателя Госкомстата России (председатель коллегии), заместителей Председателя по должности, а также других руководящих работников системы Госкомстата России.

Коллегия рассматривает вопросы, связанные с выполнением задач, возложенных на Госкомстат России и его органы, подведомственные предприятия, организации, учреждения.

Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями и приказами Госкомстата России.

7. Для совершенствования системы статистических показателей, программ обследований и учетов, методологий в Госкомстате России образуется научно-методологический совет, создаются при необходимости временные творческие коллективы с привлечением ученых, высококвалифицированных специалистов, вводятся должности консультантов.

8. Материально-технические ресурсы для выполнения программ статистических и других работ, для производственного и социального развития системы Госкомстата России предусматриваются централизованно Министерством экономики Российской Федерации.

9. На производственное и социальное развитие системы Госкомстата России выделяются государственные централизованные капитальные вложения из государственного федерального бюджета Российской Федерации и соответствующие валютные ассигнования для приобретения необходимого оборудования, организации изучения зарубежного опыта в области учета и статистики и для сотрудничества с соответствующими международными организациями.

10. Госкомстат России вносит в Верховный Совет Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства в области статистики и учета, а также осуществляет меры по повышению эффективности правовой работы в Госкомстате России, его органах, в подведомственных предприятиях, организациях и учреждениях.

11. Госкомстат России финансируется за счет ассигнований на содержание органов государственного управления, предусмотренных по федеральному бюджету Российской Федерации.

12. Госкомстат России ежегодно представляет отчет о своей деятельности Президиуму Верховного Совета Российской Федерации.

13. Госкомстат России руководит работой комитетов и управлений статистики, Главного информационно-аналитического центра, Главного вычислительного центра, Республиканского информационно-издательского центра, Института статистики и экономических исследований, Научно-исследовательского и проектно-технологического института статистической информационной системы, Межотраслевого института повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики, техникумов информатики и вычислительной техники и учебных центров. Назначает и освобождает в установленном порядке их руководителей. На основании и во исполнение действующего законодательства издает приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения статистическими органами, предприятиями, организациями и учреждениями системы Госкомстата России.

14. Госкомстат России:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»