Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы в 2010-2030 годах включает в себя:
расходы Государственной компании на осуществление деятельности по доверительному управлению (включая расходы на обеспечение исполнения обязательств по привлеченному заемному финансированию);
расходы на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, в том числе за счет средств облигационных займов;
расходы на организацию собственной (иных видов) деятельности Государственной компании.
В структуру расходов на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании включаются расходы на подготовку и сопровождение инвестиционных проектов. Включение этого вида расходов в структуру указанных расходов связано со спецификой деятельности Государственной компании по привлечению внебюджетных инвестиций, предусматривающей выполнение не только работ (услуг), установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, но и работ (услуг), необходимых для определения размера (долей) и условий привлечения внебюджетного финансирования, проведения концессионных и инвестиционных конкурсов, соблюдения международных стандартов и требований в отношении структуры и качества проработки инвестиционных проектов государственно-частного партнерства, в том числе по обязательному консультационному сопровождению таких проектов. Состав работ (услуг) включает в себя разработку бизнес-планов, транспортных и финансовых моделей, конкурсной документации по концессионным и инвестиционным соглашениям, получение необходимых экспертных заключений, в том числе со стороны институтов развития и кредитных организаций, консультационное и экспертное сопровождение проектов, включая сопровождение проводимых роуд-шоу, концессионных и инвестиционных конкурсов, а также процедур финансового закрытия проектов.
Также в структуру расходов на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании включаются расходы на техническое сопровождение инвестиционных проектов, технологическое и нормативно-техническое сопровождение работ по инженерным изысканиям и проектированию автомобильных дорог Государственной компании, осуществление строительного контроля, предоставление услуг технического заказчика и независимого инженера (по концессионным проектам).
Планирование расходов на исполнение обязательств по привлекаемым средствам инвесторов и концессионеров осуществляется с учетом доходности инвестиций инвесторов и концессионеров, определяемой на основе анализа текущей рыночной конъюнктуры, исходя из необходимости обеспечения инвестиционной привлекательности проектов Государственной компании на инвестиционном рынке. При этом, как правило, предусматриваются плавающие ставки доходности.
Финансирование всех видов деятельности Государственной компании предусматривается за счет:
доходов от осуществления деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании;
доходов от собственной (иных видов) деятельности Государственной компании;
субсидий, предоставляемых из федерального бюджета;
средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;
средств Фонда национального благосостояния;
внебюджетных средств финансирования.
Максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Государственной компании и платным участкам автомобильных дорог Государственной компании определяется Правительством Российской Федерации.
Размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам Государственной компании и платным участкам автомобильных дорог Государственной компании (в том числе для отдельных категорий транспортных средств, сезонов, дней недели и времени суток) устанавливается правлением Государственной компании. В целях повышения доходов от сбора платы за проезд транспортных средств, дополнительного привлечения пользователей на автомобильные дороги Государственной компании и реализации функции по управлению транспортными потоками Государственная компания вправе предоставлять скидки на оплату проезда транспортных средств в зависимости от категории транспортного средства, частоты и (или) регулярности их поездок, определяемых в том числе с учетом использования электронных средств оплаты проезда, а также дифференцировать тариф и стоимость проезда в зависимости от времени года, дня недели и времени суток.
Для обеспечения увеличения количества пользователей автомобильных дорог Государственной компании, использующих электронные средства оплаты (регистрации) проезда, Государственной компанией реализуется программа лояльности пользователей автомобильных дорог Государственной компании.
Размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Государственной компании и платным участкам автомобильных дорог Государственной компании, эксплуатируемым на основе концессионных соглашений, и порядок ее взимания устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Индексация размера платы за проезд транспортных средств по участкам автомобильных дорог Государственной компании, эксплуатируемым на платной основе, производится на основании решений правления Государственной компании.
Развитие инфраструктуры взимания платы на автомобильных дорогах Государственной компании предусматривает поэтапный подход к безостановочным технологиям оплаты проезда (технологии "свободного потока"), повышающим пропускную способность и снижающим затраты на эксплуатацию системы взимания платы.
В целях нормативного обеспечения применения указанных технологий разработан пакет нормативных актов, утверждающих технологические требования к системе взимания платы и электронным средствам оплаты проезда и административную ответственность за неоплату проезда.
Государственная компания устанавливает порядок классификации транспортных средств для определения их принадлежности к соответствующим категориям (тарифным группам), для которых устанавливается индивидуальный размер платы за проезд по автомобильным дорогам Государственной компании, допускающий в том числе сбор платы только с отдельных категорий транспортных средств.
Доходы от сбора платы за проезд транспортных средств будут направляться на исполнение обязательств Государственной компании, возникших в связи с привлечением Государственной компанией заемного финансирования, возвратных средств инвесторов, а также на финансирование расходов, связанных с осуществлением деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании.
Для обеспечения функционирования Государственной компании предусматривается ежегодное внесение имущественного взноса Российской Федерации на содержание Государственной компании, а также на финансирование расходов, связанных с уплатой арендной платы за земельные участки и проведением кадастровых работ в отношении автомобильных дорог Государственной компании и земельных участков Государственной компании. Размер имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию в 2010-2030 годах приведен в приложении N 8 к Программе. Предоставление в установленном порядке имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Размер имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию подлежит уточнению после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Государственное финансирование дорожных работ, выполняемых на автомобильных дорогах Государственной компании, осуществляется путем ежегодного предоставления субсидий из федерального бюджета. На осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, а также по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании субсидии из федерального бюджета предоставляются в размере, приведенном в приложениях N 3 и 7 к Программе. Размер субсидии на доверительное управление автомобильными дорогами Государственной компании на выполнение работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту, по которым не заключены концессионные или инвестиционные соглашения, определяется в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации. Предоставление в установленном порядке указанных субсидий обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Размер субсидий подлежит уточнению после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Детализация распределения субсидий по автомобильным дорогам Государственной компании может быть уточнена финансовым планом Государственной компании в соответствующем финансовом году и (или) в среднесрочной перспективе при условии сохранения общего лимита финансирования автомобильных дорог в 2010-2030 годах. Государственная компания вправе в пределах средств, указанных в разделе I приложения N 3 к Программе, расходовать средства субсидий на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, на реализацию инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Для привлечения внебюджетного финансирования Государственной компанией предполагается использование следующих финансово-экономических инструментов:
выпуск облигационных займов;
концессионные соглашения;