Действующий

Об утверждении Требований к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию

3.1. Швартовные и якорные устройства

3.1.1. Участки палубы, на которых расположены якорные и швартовные устройства, не должны быть загромождены конструкциями, не имеющими прямого отношения к якорным и швартовным операциям. Для работы на коренном конце у швартовных барабанов, кнехтов должно быть обеспечено свободное пространство на палубе на расстоянии не менее 1,5 м от турачки по линии натяжения каната.

3.1.2. На рабочем месте у брашпиля, шпиля или швартовной лебедки высота от настила палубы до верхней кромки реборды швартовного барабана не должна превышать 1,3 м.

3.1.3. Выход из палубных и подпалубных помещений и вентиляционные устройства располагаются так, чтобы не препятствовать свободному передвижению людей и перемещению канатов в процессе швартовных операций.

3.1.4. Освещение районов якорно-швартовных операций должно выполняться с таким расчетом, чтобы прямой свет не падал в рулевую рубку и в глаза людей, осуществляющих швартовные операции.

3.1.5. Взаиморасположение и высота установки киповых планок, швартовных клюзов и кнехтов должны обеспечивать безопасный перекос концов на кнехты (с наложением стопоров), а также нормальное положение канатов на кнехтах, исключающее прижатие их к головкам кнехтов или самопроизвольное сбрасывание шлангов.

3.1.6. Взаиморасположение и высота установки киповых планок, роульсов, клюзов, кнехтов и швартовных механизмов должны быть такими, чтобы:

обеспечивалась проводка швартовных канатов с турачек и барабанов швартовных механизмов и лебедок на соответствующие клюзы или киповые планки без применения направляющих роульсов или с минимальным их количеством;

отсутствовала необходимость перехода через швартовные канаты, находящиеся под натяжением, или прохода под ними;

обеспечивался заход швартовных канатов на турачку под углом 90° + 5 к ее оси и на кнехт под углом не менее 80° к оси тумбы кнехта в вертикальной плоскости;

отсутствовало переламывание на реборде барабана швартовного каната, сходящего с барабана швартовной лебедки;

исключалась возможность соскальзывания канатов, находящихся под натяжением, с роульсов или киповых планок;

отсутствовало соприкосновение натянутых швартовных канатов с острыми кромками судовых конструкций;

обеспечивалось безопасное наложение стопоров, перенос и закрепление швартовных канатов на кнехты.

3.1.7. Конструкция леерных ограждений в районе швартовных устройств должна быть такой, чтобы исключалась необходимость снятия ограждений при подаче швартовных концов.

3.1.8. Расстояние от верхней кромки фальшборта до отверстия клюза или выреза в фальшборте не должно превышать 0,5 м. Если это невозможно, то должны быть предусмотрены приспособления для безопасного захвата и выбирания швартовного конца.

3.1.9. Место установки автоматического швартовного устройства должно ограждаться фальшбортом или мелкой сеткой.

3.1.10. Автоматическое швартовное устройство должно оборудоваться демпфирующим или амортизирующим устройствами, исключающими резкие толчки судна при швартовке.

3.1.11. Кнехты, устанавливаемые у фальшборта, должны находиться от него на расстоянии не менее 0,2 м. При недостаточной ширине проходов необходимо в фальшборте делать вырез, длина которого должна быть на 0,3 м больше длины кнехта, а высота на 0,15 м больше его высоты.

При наличии выреза требование соблюдения расстояния между фальшбортом и кнехтом отпадает.

3.1.12. Для крепления забортных кранцев на фальшборте или палубе должны предусматриваться утки.

3.1.13. Вьюшки должны быть расположены так, чтобы канат шел от кнехта или роульса прямо на барабан без излома на его ребордах.

3.1.14. Диаметр диска вьюшек, имеющих ручки для вращения, должен приниматься не менее чем на 0,05 м больше диаметра барабана с полностью намотанным канатом, а диаметр дисков с ободом для вращения - не менее 0,2 м (включая обод для вращения).

3.1.15. Высота оси вьюшки и длина рычага рукоятки должна подбираться таким образом, чтобы в своем нижнем положении рукоятка находилась не ниже 0,5 м, а в верхнем положении - не выше 1,2 м от палубы.

Конструкция съемных рукояток вьюшек должна исключать возможность их самопроизвольного соскакивания с оси во время работы.

3.1.16. Для предотвращения заедания каната и образования колышек расстояние от нижней кромки поручней или диска вьюшки до палубы следует принимать от 0,15 м до 0,2 м.

3.1.17. Запасные якоря и стоп-анкеры должны быть надежно закреплены в удобных местах, по возможности в радиусе действия грузовых устройств.

3.1.18. Отверстия якорных клюзов в палубе при диаметре трубы клюза более 0,3 м должны оснащаться крышками, конструкция должна обеспечивать их легкое открытие и закрытие.

3.1.19. Устройство, освобождающее якорную цепь от крепления к корпусу судна, должно обеспечивать безопасную отдачу цепи в любое время.