Заключение договора мены неизбежно влечет за собой налоговые последствия. Рассматривая налоговые аспекты договора мены, необходимо учитывать особенности заключения каждого конкретного договора, его стороны, предмет и другие условия договора.
Много вопросов возникает относительно уплаты НДФЛ при передаче недвижимого имущества по договору мены и применении имущественного налогового вычета.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
К таким доходам относятся, в частности, доходы, получаемые по договору мены.
Отношения сторон по договору мены и договору купли-продажи имеют одинаковую экономическую природу, что подтверждается статьей 567 ГК РФ, которой установлено, что к договору мены применяются правила купли-продажи. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Согласно статье 568 ГК РФ, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.
В случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.
Сумма дохода, полученного по договору мены квартиры, определяется исходя из стоимости квартиры, определенной в договоре мены. Если квартира по договору мены передается с доплатой, сумма дохода определяется исходя из стоимости квартиры без учета суммы доплаты.
При этом налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ, в сумме, равной стоимости обмениваемой квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей в целом 1 000 000 руб. При мене квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика три года и более, налоговый вычет предоставляется в сумме, равной стоимости обмениваемой квартиры.
Следовательно, для налогоплательщиков, осуществляющих продажу (обмен) имущества, размер имущественного налогового вычета зависит от времени нахождения его в собственности.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного указанным подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ налогоплательщик также имеет право на получение имущественного налогового вычета при приобретении жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Спорным является вопрос о том, следует ли организации в целях исчисления НДС выставлять контрагенту счет-фактуру на аванс, в случае если при совершении товарообменной сделки она получила товар раньше, чем исполнила свое обязательство по поставке товара?
По мнению Минфина России (Письмо от 10.04.2006 N 03-04-08/77), оплатой (частичной оплатой) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав признается получение продавцом денежных средств или прекращение обязательств иным способом, не противоречащим законодательству.
Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (Письмо ФНС России от 28.02.2006 N ММ-6-03/202@).
В связи с этим налогоплательщик при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав как в денежной, так и в иной формах, обязан на основании пункта 3 статьи 168 НК РФ выставить соответствующий счет-фактуру и, следовательно, исчислить и уплатить НДС (подпункт 2 пункта 1 статьи 167 НК РФ).
При этом с 01.01.2009 перечислять НДС по товарообменным операциям отдельным платежным поручением более не требуется (подпункт "в" пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ).
Определенные сложности вызывает и порядок налогообложения операций по договору мены, заключенной российской организацией с иностранной компанией.
Здесь необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Соответственно, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
Минфин России в Письме от 24.10.2006 N 03-04-15/190 указал, что доход налогоплательщика - иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, от реализации товаров на территории Российской Федерации по договорам мены в целях применения налога на добавленную стоимость определяется как стоимость реализуемых товаров, увеличенная на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате налоговым агентом в российский бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено Главой 21 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 174 НК РФ в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Стоит отметить, что в отношении налоговых агентов, приобретающих у иностранных лиц товары по договорам мены, особенностей уплаты налога на добавленную стоимость нормами НК РФ не предусмотрено.
Минфин России в Письме от 24.10.2006 N 03-04-15/190 указал, что уплата налога на добавленную стоимость в бюджет российскими организациями при исполнении ими обязанностей налогового агента в случае приобретения по договорам мены у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Российской Федерации, товаров, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производится в общеустановленном порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 174 НК РФ, то есть не позднее 20-числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором осуществляется оплата товаров, принадлежащих иностранному лицу, неденежными средствами. При этом налог уплачивается за счет собственных средств российской организации.
Таким образом, налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость для иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации определяется как стоимость реализуемых товаров, увеличенная на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате налоговым агентом в российский бюджет; налог на добавленную стоимость налоговым агентом будет уплачиваться за счет собственных средств; уплата налога производится в общеустановленном порядке.