Построение систем контроля радиационной безопасности АС и других радиационно-опасных предприятий атомной промышленности, как правило, базируется на какой-либо концепции. В любой концепции построения такого рода систем лежит принцип измерения параметров радиоактивного загрязнения, основанный на выборе датчиков, измеряющих те или иные характеристики примеси - непосредственно ее концентрацию (аспирационными датчиками [1]) или мощность дозы фотонного излучения [2], количество датчиков и способ их размещения вокруг объекта. Продолжительность периода осреднения уровней загрязнения определяет и способ размещения датчиков вокруг АС - в направлении наиболее вероятных распространений выбросов. Последние находим, исходя из розы ветров, составляемой по метеонаблюдениям в течение года [3, 4]. Подобные системы хорошо себя зарекомендовали именно для анализа уровней загрязнения при штатной работе АС, но, как отмечается в работах [1, 2, 5], имеют существенный недостаток, поскольку вся информация о радиационной обстановке относится к прошедшему времени, что совершенно недопустимо при аварийных ситуациях. Следует также отметить, что сезонные розы ветров могут отличаться от годовых, а потому наиболее вероятное направление распространения выбросов с АС может меняться в пространстве и времени. Устранение последнего недостатка, а также стремление восстановления необходимой точности поля концентраций радиоактивных веществ в атмосфере и на местности по показаниям датчиков, расположенных на местности, требует большого количества датчиков, число которых растет с уменьшением погрешности восстанавливаемого поля концентраций [6]. Например, если считать распределение концентрации радионуклида вблизи поверхности земли в виде гауссовой функции , где - значение концентрации в центре облака (х = 0, у = 0), - дисперсия распределения, то для воспроизведения функции q(x, у, t) с допустимой погрешностью = 50% необходимо иметь 70 точек измерения, а при = 30% - уже 200 точек [7]. Если учесть, что для каждого измерительного прибора необходимы линии связи, обслуживание, т.е. специальный персонал, требующий, в свою очередь, социальных затрат и т.д., нетрудно убедиться, что системы контроля, построенные по такому принципу, достаточно дорогостоящи и малоэффективны в случае аварийных ситуаций, т.к. не могут работать в режиме реального времени.