Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (с изменениями на 10 июня 2023 года)

Социально-экономическое развитие Забайкальского края

Забайкальский край расположен на юго-востоке Сибири. Климат на территории края резко континентальный, что обусловлено расположением Забайкальского края в глубине материка Евразия, удаленностью от океанов и морей, а также значительной приподнятостью над уровнем моря. Общая протяженность государственной границы с Монголией и Китаем - 1,9 тыс. км.

Забайкальский край занимает территорию площадью 431,9 тыс. кв. км, численность населения - более 1,1 млн. человек. Ведущими секторами экономики являются транспорт, связь и торговля, что отражает транзитное и приграничное положение края. Главными отраслями специализации промышленности являются горнодобывающая промышленность и цветная металлургия. Имеются предпосылки для интенсивного развития сельского хозяйства, основанного на мясном животноводстве, производстве шерсти, кормопроизводстве, развитии сельскохозяйственных производственно-перерабатывающих комплексов в юго-восточных районах Забайкальского края (Агинском, Приаргунском и др.).

В пределах Забайкальского края выделяются следующие типы систем расселения:

города и городские агломерации как опорные структуры и районы максимальной концентрации населения (города краевого значения и поселки городского типа с близлежащими поселениями, расположенные на территории Забайкальского края);

опорные территории в зонах опережающего экономического развития;

системы расселения приграничных с Китаем и Монголией районов края;

сельские территории.

Большая часть сельского населения сосредоточена в районных центрах у железной дороги или к югу от Транссибирской магистрали. В сельском расселении проявляется тенденция к переселению жителей в крупные поселения.

Характерной чертой системы расселения является концентрация основной части населения и экономического потенциала в междуречье и по долинам рек Шилка и Ингода, Аргунь, Онон, на юго-западе края население размещается по долинам рек Хилок и Чикой. Наблюдается транспортно-коммуникационная изолированность северных территорий от основной части края.

Забайкальский край обладает уникальными минерально-сырьевыми ресурсами, перспективным в промышленном освоении лесным фондом. Основу экономического развития составляет Забайкальская индустриальная зона. Ее специализацией является комплексное освоение потенциала минерально-сырьевых и иных ресурсов в сочетании с развитием транспортной логистики, а также приграничное сотрудничество. Такая специализация сохранится и усилится, получат развитие горно-металлургические комплексы.

Структура производства и расселения Забайкальского края будет формироваться с учетом многополярного вектора развития при возрастающей роли новых региональных центров опережающего экономического роста.

Предусматривается опережающий экономический рост в Забайкальской индустриальной зоне, в которой будут развиваться Забайкальский и Чарский горно-металлургические комплексы, а также в торгово-промышленной зоне пос. Забайкальска, в деревообрабатывающей промышленности, строительной индустрии и агропромышленном комплексе.

Предполагается осваивать минерально-сырьевые ресурсы юго-восточного и северного районов Забайкальского края (медь, золото, вольфрам, молибден, железо, серебро, цинк, свинец, титан, уголь и др.), крупнейшие месторождения медных руд (Удоканское и др.), железных руд и ряда других, а также строительство на их основе горно-обогатительных комбинатов. Значимой отраслью специализации останется добыча и переработка урановых руд.

Интенсивное социально-экономическое развитие юго-востока Забайкальского края в долгосрочной перспективе связано с формированием Забайкальского территориального горно-металлургического комплекса и включает реализацию на этой территории ряда крупных инвестиционных проектов в сфере добычи и переработки полезных ископаемых (медь, золото серебро, железо, цинк, свинец, уголь) и развития транспортной инфраструктуры. В качестве производственной основы предполагается создание горно-обогатительных комбинатов на базе Бугдаинского, Быстринского, Култуминского, Лугоканского и Солонечинского месторождений, завершение строительства Новоширокинского горно-обогатительного комбината, освоение Нойон-Тологойского и Березовского месторождений. Кутинский (Приаргунский район) и Харанорский (Борзинский район) угольные разрезы, а также Харанорская ГРЭС (Оловяннинский район) обеспечат строящиеся объекты энергоресурсами. Строящаяся линия железной дороги Нарын - Лугокан станет инфраструктурной основой развития Забайкальского территориального горно-металлургического комплекса.

Чарский территориальный горно-металлургический комплекс расположен на севере края, в Каларском районе, на территории, прилегающей к Байкало-Амурской магистрали. Перспективы развития этого комплекса связаны с освоением уникальных минерально-сырьевых ресурсов (месторождения Удоканское, Чинейское, Катугинское, Апсатское, Читкандинское, Голевское и др.), созданием на их базе горно-обогатительных производств. В качестве опорной инфраструктуры будет выступать Байкало-Амурская магистраль, а также планируемая к строительству Мокская ГЭС на р. Витиме в Республике Бурятия.

Комплекс рассматривается как элемент перспективного территориально-производственного комплекса, формируемого в пределах взаимосвязанных территорий, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали от станции Хани (Республика Саха (Якутия) до станции Северобайкальск (Республика Бурятия) и захватывающих Бодайбинский район Иркутской области.

Транспортно-логистическая специализация локализуется в первую очередь в пос. Забайкальске в непосредственной близости к российско-китайской границе и краевом центре. Через территорию пос. Забайкальска осуществляется основная часть грузооборота между Российской Федерацией и Китаем. Специализацией этого региона станут торговля, развитие производств по глубокой переработке древесины и в лесоперерабатывающей промышленности, а также туризма, что потребует совершенствования приграничной инфраструктуры и оптимизации работы пунктов пропуска через российско-китайскую границу. Развитие зоны опережающего экономического развития предполагает развитие приграничного туризма, совершенствование приграничной инфраструктуры и оптимизацию работы пунктов пропуска через российско-китайскую границу.

В связи с выгодным географическим положением Забайкальского края, активным освоением природных ресурсов, созданием производственных мощностей по их переработке, развитием железнодорожной сети и другими факторами появится возможность создания координирующих звеньев транспортно-логистической цепочки перевозочного процесса, которая будет включать создание в г.Чите мультимодального логистического центра с полным комплексом сервисных и коммерческих деловых услуг и транспортно-логистического центра в пос. Забайкальске.

Развитие деревообрабатывающей промышленности связано с наличием качественных лесных ресурсов, высоким спросом на продукцию лесопромышленного комплекса со стороны Китая, а также проводимым поэтапным повышением пошлин на вывоз круглой древесины (до запретительного уровня), поэтому на северо-востоке Забайкальского края основными экономическими специализациями станут целлюлозно-бумажная промышленность и деревообработка.

Развитие строительной индустрии предполагается на юго-востоке края с учетом наличия на этой территории перспективных месторождений строительных полезных ископаемых. Базовой специализацией станет производство цемента на границе Оловяннинского и Могойтуйского районов с объемом производства 1,3 млн. тонн цемента в год. Предполагаемая реализация масштабных инвестиционных проектов в Забайкальском крае и Республике Бурятия создают благоприятные условия для развития производства и других видов строительных материалов, в частности производства по глубокой переработке древесины, ориентированного на выпуск мебельного щита, клееного бруса, паркета, комплектов материалов для строительства домов, что усиливается наличием достаточно развитой транспортной и энергетической инфраструктуры. Получит развитие промышленная зона в пос. Могойтуй.

Развитие мясного скотоводства и овцеводства предполагается в юго-восточных, южных и ряде других районов края, обеспеченных обширными естественными кормовыми угодьями, а также условиями для развития полевого кормопроизводства. Кормовая ценность угодий, наличие апробированной пастбищно-стойловой системы и сохранение кадров отрасли позволяет обеспечить развитие племенной базы скотоводства, культивирование специализированных пород крупного рогатого скота, адаптированных к природно-климатическим условиям Забайкалья (казахская белоголовая, калмыцкая, герефордская, галловейская породы), производство и промышленную переработку кормов.

Северо-западные приграничные территории Забайкальского края граничат с зоной опережающего экономического роста соседней Республики Бурятия, в рамках которой предполагается освоение минерально-сырьевых ресурсов.

Для решения вопросов социально-экономического развития Забайкальского края, подъема уровня и качества жизни населения и привлечения инвестиций для реализации приоритетных инвестиционных проектов предусматривается решение вопросов развития инфраструктуры, в частности транспортной сети, энергетических мощностей и электросетевого хозяйства, коммунальной сферы и социальных объектов.

Реализация инвестиционных проектов и развитие инфраструктуры тесно связаны с решением проблем внешней и внутренней миграции населения и формированием постоянных трудовых ресурсов. Для стимулирования сохранения населения на территории края и формирования максимально благоприятных условий для развития бизнеса необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на создание условий проживания населения, в частности развитие социальной и коммунальной инфраструктуры. Ряд мероприятий предусматривается осуществлять в рамках соглашений с инвесторами, реализующими проекты на территории края, в координации с мероприятиями в сфере производственной деятельности в зонах опережающего экономического развития.

Основные проблемы сокращения сезонности транспортной доступности территории и преодоления низкой плотности транспортных коммуникаций, сдерживающие реализацию природно-ресурсного потенциала края и экономическую интеграцию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо решить до 2025 года.

В целях транспортного обеспечения Забайкальского края и вовлечения в разработку новых месторождений предусматривается строительство грузообразующих железнодорожных линий Приаргунск Березовское, Нарын - Лугокан, Новая Чара - Чина, Чара - Апсатская.

Предполагается реконструировать автомобильную дорогу А-166 Чита - Забайкальск с обходами населенных пунктов Агинское, Мирная, Безречная, Борзя и ликвидацией ее пересечений с железной дорогой в одном уровне.

Получат развитие автомобильные дороги регионального и местного значения Краснокаменск - Мациевская, Бырка - Акша. Будет проведена реконструкция автомобильных дорог, обеспечивающих формирование и развитие автодорожного коридора Забайкальск Приаргунск - Староцурухайтуй, автомобильных дорог Чита Беклемишево, Хапчеранга - Кыра, Мангут - Кыра - Шумунда, Баляга Ямаровка, Сретенск - Усть-Карск. Необходимо провести модернизацию транспортной системы г.Читы. Намечено строительство автомобильных дорог, обеспечивающих связь населенных пунктов с опорной сетью автомобильных дорог Забайкальского края.

Предполагается восстановление и развитие сети аэропортов местных воздушных линий.