Иркутская область расположена в пределах Байкальского региона, имеет площадь 775 тыс. кв. км и население 2,5 млн. человек. Большая часть демографического потенциала сосредоточена на юге области, очаги расселения расположены вдоль основных транспортных коридоров, в частности Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Остальные части территории освоены недостаточно, население и хозяйственная деятельность сконцентрированы по долинам крупных рек и побережью озера Байкал. Область занимает 1-е место по объему валового регионального продукта на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. Ведущими секторами являются промышленность, транспорт и связь, сельское хозяйство и строительство. Базовыми специализациями промышленности являются цветная металлургия, машиностроение, лесохозяйственный комплекс и химическая промышленность.
Иркутская область обладает мощным потенциалом экономического роста, который локализуется как в территориях, уже сейчас вносящих существенный вклад в валовой региональный продукт, так и территориях нового освоения. Выделяется 4 зоны опережающего экономического развития, среди которых иркутская агломерация, Байкальская туристско-рекреационная зона, Братско-Усть-Илимская промышленная зона и Ленско-Ангарское Прибайкалье.
Иркутская агломерация объединяет гг.Иркутск, Ангарск, Шелехов и населенные пункты Иркутского, Ангарского и Шелеховского районов. Общая площадь агломерации составит 2,4 тыс. кв. км, численность населения - почти 1 млн. человек. Иркутская агломерация базируется на мощной опорной сети коммуникаций и транспортных узлов. На их основе необходимо сформировать транспортно-логистический комплекс национального значения. В г.Иркутске как административном центре области сосредоточены основные финансовые, научно-образовательные и культурные функции. Помимо этого иркутская агломерация является основным пунктом туристического транзита на озеро Байкал.
У каждого из 3 городов агломерации необходимо развивать свою собственную специализацию, в частности в г.Ангарске специализацию в химической и нефтехимической отраслях, в г.Шелехове - специализацию в отрасли цветной металлургии, в г.Иркутске - специализацию на различных видах машиностроения.
Формирование крупного постиндустриального центра направлено на повышение качества городской системы управления и создание транспортной и социальной инфраструктуры, отвечающей требованиям современного мегаполиса. Такой центр будет способствовать интенсификации реализации крупных инвестиционных проектов, развитию инновационных технологий, формированию единого научно-производственного пространства со специализацией на ресурсосберегающих и экологически чистых технологиях. Создание крупного развивающегося городского образования на юго-востоке Сибири позволит создать густонаселенный регион на юге российской Азии, сократить асимметрию уровня жизни в западных и восточных районах страны, обеспечить ускоренную модернизацию и создание новых промышленных высокотехнологичных комплексов.
Создание Байкальской туристско-рекреационной зоны, находящейся на территории Иркутской области (с включением территорий Иркутского, Слюдянского (г.Байкальск, г.Мангутай) и Ольхонского (пролив Малое море) районов), опирается на уникальный природный объект мирового наследия ЮНЕСКО - озеро Байкал. Близость озера Байкал формирует особый режим природопользования и значительный туристический и рекреационный потенциал.
Байкальская особая экономическая зона является удобной площадкой для создания научно-образовательного центра, направленного на изучение байкальской экологической системы, разработку технологий биологической очистки воды, разработку и испытания технологий эффективного использования газовых гидратов. В рамках зоны планируется создание Международного научно-образовательного центра "Байкал", ориентированного на проведение учеными научных исследований озера Байкал, обучение с использованием озера как образовательного объекта и внедрение инновационных проектов в области экологически ориентированной экономики.
Основу современной специализации Братско-Усть-Илимской промышленной зоны составляют обрабатывающие производства, в частности металлургическое производство (гг.Братск и Тайшет), лесоперерабатывающий комплекс (гг.Братск, Усть-Илимск и др.), добыча полезных ископаемых, включая железную руду, уголь, никель, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт.
Ленско-Ангарское Прибайкалье станет территорией концентрации производительных сил и инфраструктуры в притрассовой полосе Байкало-Амурской магистрали. В этой зоне выявлены и разведаны значительные запасы различных твердых полезных ископаемых (золото, слюда, калийные соли), а также нефтяные и газовые месторождения. Наибольший эффект от освоения территории будет получен при комплексном использовании ресурсов.
На основе взаимосвязанного формирования и развития Братско-Усть-Илимской промышленной зоны и Ленско-Ангарского Прибайкалья предусматривается образовать Северо-Сибирскую индустриальную зону, которая станет связующим звеном таких проектов пространственного развития, как Нижнее Приангарье (Красноярский край), южные территории Республики Саха (Якутия), Забайкалья (Республика Бурятия и Забайкальский край).
Будущая специализация Северо-Сибирского индустриальной зоны связана с развитием целого ряда отраслей промышленности. В их числе обрабатывающее производство стали и готовых металлических изделий, производство товаров народного потребления, газо- и нефтепереработка, добыча полезных ископаемых, в том числе освоение железорудных, медно-никелевых, золоторудных месторождений, лесозаготовка и глубокая переработка древесины. Это потребует модернизации инфраструктуры связи и коммуникации, обеспечения производственных мощностей электроэнергией и газом, а также развития транспортной инфраструктуры (железнодорожной, нефтепроводной, автомобильной, в том числе расширение сети лесовозных дорог).
Развитие газовой отрасли в Иркутской области будет связано с развитием Ковыктинской зоны нефтегазонакопления для газоснабжения и газификации южных районов области, использованием свободного и попутного нефтяного газа средних и малых месторождений Усть-Кут Киренской группы, а также Братского газоконденсатного месторождения у г.Братска и Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения на севере области вблизи Республики Саха (Якутия).
Удовлетворение потребности в газе потребителей юга Иркутской области предусматривается гарантировать на обозримую перспективу за счет газа средних и малых месторождений, прежде всего Чиканского газоконденсатного месторождения. Перспективы ввода в эксплуатацию уникального Ковыктинского газоконденсатного месторождения зависят от динамики развития внутреннего и внешнего рынков газа.
Реализация в Иркутской области генеральной схемы газоснабжения и газификации создает благоприятные условия для развития на территории области газоперерабатывающих и газохимических производств. С этой целью наиболее перспективными представляются гг.Саянск и Усть-Кут (в последнем - на базе попутного нефтяного газа нефтегазоконденсатных месторождений северных районов области). Предусматривается организация производства на экспорт, в том числе товарного гелия, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Газификация области позволит развивать генерацию на газе в крупных городах, что улучшит их экологию, и на севере области.
Также планируется строительство высокотехнологичного производства поликристаллического кремния, который является основным компонентом для изготовления фотоэлектрических преобразователей солнечных модулей. Получит развитие производство биобутанола (экологически чистого автомобильного топлива) на базе новейших российских экологически безопасных безотходных технологий. Это позволит устранить зависимость от импортного сырья и повысить цену конечного продукта за счет увеличения добавленной стоимости в 30-35 раз.
Агропромышленный комплекс создает в регионе оптовый и розничный продовольственные рынки, определяет устойчивость системы расселения населения в сельской местности, обеспечивает сохранение демографического потенциала Иркутской области, а также развивает и поддерживает социальную инфраструктуру сельских территорий.
Агропромышленный комплекс Иркутской области производит широкий перечень видов сельскохозяйственной продукции. Основная доля произведенной сельскохозяйственной продукции реализуется в регионе, в том числе поступает на рынок через перерабатывающие предприятия региона. За пределы области в основном вывозится яйцо (45 процентов производимых объемов). Мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты вывозятся в незначительных объемах (7,5 процента и 2 процента соответственно).
Обеспеченность населения сельскохозяйственными продуктами за счет собственного производства достигла в Иркутской области в 2007 году по молоку, яйцу, картофелю и овощам 100 процентов, мясу 55,4 процента. Ввоз в Иркутскую область цельномолочной продукции, колбасных изделий, мяса, крупы, муки и макаронных изделий производится в основном из регионов Сибирского федерального округа, в частности Омской и Томской областей, Красноярского и Алтайского краев.
Перспективными направлениями развития агропромышленного комплекса являются модернизация сельского хозяйства и формирование инновационной системы в агропромышленном комплексе. Особое внимание будет уделено развитию мощностей малой переработки в районных муниципальных образованиях, созданию сети потребительских, торгово-закупочных кооперативов, а также формированию аграрно-промышленных кластеров с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Одновременно с развитием агропромышленного сектора экономики для обеспечения устойчивого развития сельских территорий планируются осуществление мер, направленных на поддержку комплексной компактной застройки, а также развитие социальной инфраструктуры и инженерного благоустройства села.
Реализация предложенных направлений позволит повысить конкурентоспособность региональной сельскохозяйственной продукции, тем самым увеличить долю местных товаров на продовольственном рынке и обеспечить выход на продовольственные рынки макрорегиона Прибайкалье - Дальний Восток. Стабильное развитие агропромышленного комплекса обеспечит устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, закрепление и привлечение квалифицированных кадров для сельского хозяйства.
Развитие системы расселения и экономики региона опирается на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры, включая начало строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Нижневартовск - Белый Яр - Усть-Илимск), а также ряда грузообразующих железнодорожных линий, в том числе линии Лена Непа - Ленск, а также перспективной железнодорожной линии Усть-Илимск - Нерюнда с дальнейшим продлением до р. Непы.
Предполагается завершить строительство участков автомобильной дороги "Вилюй" от автомобильной дороги М-53 "Байкал" (Братск Усть-Кут - Мирный), а также строительство и реконструкцию ряда территориальных автомобильных дорог Усть-Кут - Уоян, Усть-Кут Магистральный - Кунерма - граница Республики Бурятия, Таксимо Бодайбо, включая строительство автодорожного моста через р. Витим, Красноярово - Небель, Тайшет - Чуна - Братск, Ангарск - Иркутск Листвянка, Иркутск - Шелехов, Иркутск - Большое Голоустное, Качуг Жигалово, Залари - Жигалово, Еланцы - Хужир.
Предусмотрено строительство аэропорта Иркутск-Новый, что позволит обеспечить безопасность эксплуатации воздушных судов.
Планируется развитие сети северных аэропортов для транспортного обеспечения Катангского и Мамско-Чуйского районов.
На севере территории Иркутской области осуществляют свою хозяйственную деятельность важнейшие предприятия речного транспорта, выполняющие государственные задачи по обеспечению северного завоза не только в северные территории области, но и в Республику Саха (Якутия). Они являются градообразующими и имеют большое значение для муниципальных образований, на территории которых расположены. Однако в последние годы эти предприятия убыточны. Для решения проблем северного завоза и стабилизации работы стратегически значимых предприятий рассматривается вопрос о создании единой речной федеральной компании, объединяющей такие предприятия и осуществляющей перевозки по р. Лене.
Развитие транспортной инфраструктуры создаст условия для освоения богатой минерально-сырьевой базы и реализации мегапроектов по созданию зон опережающего развития не только Иркутской области, но и Забайкалья и Дальнего Востока. Это связано с транзитной и связующей функцией Иркутской области в силу ее географического положения для регионов Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири. Опережающее развитие транспортной инфраструктуры Иркутской области позволит значительно повысить эффективность реализации всех мегапроектов Дальнего Востока и Забайкалья.
Развитие электроэнергетики предусматривается направить на обеспечение надежного электроснабжения существующих центров, покрытие потребностей районов перспективного развития. С этой целью необходимо построить Байкальскую, Мугунскую, Иркутскую, Усть-Кутскую тепловые электростанции.
Большое значение для развития области имеет строительство электросетевых объектов на севере Иркутской области, необходимых для обеспечения потребности новых крупных потребителей в зоне отсутствия генерирующих мощностей (освоение нефтегазовых и газоконденсатных месторождений и других природных ресурсов на севере Иркутской области и на юге Республики Саха (Якутия). Для развития энергетической инфраструктуры области целесообразно строительство линий электропередачи (220 кВ), соединяющих север Иркутской области и западные районы Республики Саха (Якутия) по направлению Киренск - Ленск - Олекминск - Алдан.