Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (с изменениями на 10 июня 2023 года)

Водохозяйственный комплекс

Дальний Восток является одним из наиболее обеспеченных водными ресурсами регионом России. Территория этого региона находится в бассейнах Тихого и Северного Ледовитого океанов. Реки бассейна Тихого океана составляют 27 процентов рек России, и практически все они протекают по территории региона. Муссонный климат, распространенный на большей части территории региона, обусловливает большое количество летних осадков. Приморский край, Камчатка и Сахалин лидируют по их количеству среди субъектов Российской Федерации.

Основной целью развития водохозяйственного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона являются гарантированное обеспечение сбалансированной потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах при последовательном осуществлении мер по рационализации водопользования, улучшению состояния и восстановлению водных объектов и их экологических систем, а также обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики на территориях, подверженных наводнениям и другим видам негативного воздействия вод.

Одним из приоритетных направлений настоящей Стратегии является сохранение озера Байкал для настоящего и будущих поколений как мирового источника чистой пресной воды, как природного участка с неповторимыми ландшафтами и уникальной фауной и флорой. Это является одной из главных природоохранных задач и важнейшим условием устойчивого развития региона.

Учитывая специфику Дальнего Востока и Байкальского региона как паводкоопасных, необходимо обеспечить защиту населения и хозяйства от негативных воздействий вод. Для снижения ущерба необходимы установление специальных режимов осуществления хозяйственной и иной деятельности, а также определение порядка компенсации возможного ущерба от вредного воздействия вод на периодически затапливаемых территориях на основе их зонирования по степени риска затопления, подтопления и иного негативного воздействия вод. К приоритетным мероприятиям по снижению риска, связанного с неблагоприятным воздействием вод, относятся обеспечение инженерной защиты поселений, объектов экономики, уникальных природных объектов и объектов историко-культурного наследия от негативного воздействия вод, обеспечение безопасных для населенных пунктов и объектов экономики гидрологических режимов водных объектов в местах их пересечения транспортными коммуникациями и иными специализированными сооружениями в целях предотвращения затопления, подтопления и иного негативного воздействия вод на прилегающих территориях, а также совершенствование методов прогнозирования паводков и наводнений и развитие системы оповещения о них. Основным условием снижения рисков является создание специализированной, профессиональной, должным образом технически оснащенной службы эксплуатации, укомплектованной специально обученным персоналом.

В отношении инженерно незащищенных территорий будет разработан и внедрен комплекс оперативных мероприятий по максимальному снижению возможных ущербов в случае их затопления, включая контроль хозяйственного использования опасных зон, организацию заблаговременного и оперативного оповещения об опасности наводнения, оперативное осуществление планов эвакуации материальных ценностей и людей, разработку и заблаговременное осуществление планов локализации затоплений территории и защиты от затоплений отдельных объектов и сооружений.

С точки зрения водообеспечения населения и экономики оптимальным количеством воды нужного качества с учетом экономической эффективности и сохранения окружающей среды, необходима разработка гидрогеологического обоснования систем совместного или комбинированного использования поверхностных и подземных вод. Контроль и поддержание в нормативном состоянии, а также внедрение новых технологий в системы очистки воды являются необходимым условием сохранения водных объектов региона. Несмотря на перспективу увеличения речного стока в ближайшие десятилетия, нерациональное использование может привести к локальным водохозяйственным проблемам.

Для обеспечения безопасной и эффективной работы гидротехнических сооружений необходимо повышение эффективности системы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Будет продолжена работа по передаче сооружений эффективным собственникам. Для повышения ответственности собственников и эксплуатирующих организаций необходимо ведение государственного регистра гидротехнических сооружений и создание информационного обеспечения по безопасности гидротехнических сооружений. Безусловное выполнение собственниками гидротехнических сооружений установленных требований к безопасности этих сооружений с проведением их реконструкции, своевременного ремонта и надлежащей эксплуатации является необходимым фактором эффективного использования водных ресурсов.

Наличие в регионе трансграничных водных объектов, наиболее крупными из которых являются р. Селенга (Монголия), р. Амур (Китай, Корейская Народно-Демократическая Республика) и р. Туманная (Китай и Корейская Народно-Демократическая Республика), вызывает необходимость разработки мер рационального и безопасного использования водных ресурсов совместно с сопредельными государствами, а также создания единых систем мониторинга водных объектов.