К ключевым факторам развития социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе относятся особенности системы расселения, природные условия, особенности сформировавшейся сети учреждений сферы услуг, траектория социально-экономического развития в 1990-2000 годы.
Низкие зимние температуры, продолжительная зима, обилие снега в южных и восточных частях Дальнего Востока и в Байкальском регионе, вечная мерзлота в северных и западных частях Дальнего Востока определяют повышенные издержки коммунального хозяйства, что сказывается на экономике всех отраслей сферы услуг.
Для системы расселения характерна крайне низкая плотность населения в целом (1,2 человека на кв. км, что в 7 раз ниже, чем в среднем по России). Ярко выражены пространственные диспропорции в плотности населения: в южной части Приморья она приближается к значению 20 человек на кв. км, а в сельской местности превышает отметку 1 человек на кв. км только там, где природные условия позволяют заниматься земледелием, - южные низменные территории, долинные комплексы и межгорные котловины. Повышена роль крупных городов как опорных элементов системы расселения (в них концентрируется до 80 процентов населения), среди которых выделяются крупнейшие агломерации - владивостокская, хабаровская и иркутская.
Гигантские расстояния и суровые природные условия определяют наличие изолированных локальных систем расселения, в которых должна присутствовать вся необходимая социальная инфраструктура, даже несмотря на небольшую численность населения.
Суммарная численность населения Дальнего Востока и Байкальского региона составляет более 11 млн. человек (7,8 процента общей численности населения Российской Федерации). С 1991 года численность населения территории Дальнего Востока и Байкальского региона начала сокращаться, причем депопуляция значительно опережала среднероссийские темпы. Основной причиной сокращения численности населения является миграция, на которую накладываются неблагоприятные тенденции естественного движения населения (превышение смертности над рождаемостью). За период 1991-2007 годов субъекты Российской Федерации, расположенные на территории Дальнего Востока, потеряли полтора миллиона человек, из которых на миграционный отток пришлось более 1,3 млн. человек. За тот же период в Байкальском регионе потери населения составили около 600 тыс. человек.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе главными условиями развития Дальнего Востока и Байкальского региона станут сохранение и развитие трудовых ресурсов посредством эффективного внутреннего перераспределения трудовых ресурсов, привлечения и закрепления кадров из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, повышения качества рабочей силы.
Целью развития социальной инфраструктуры является создание системы доступного и высококачественного высшего образования, повышение доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, поддержка формирования развитой региональной и местной инфраструктуры в области здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, обеспечения досуга, а также содействие обеспечению граждан комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами, стимулирование преобразования среды проживания населения. При этом качество и доступность услуг должны превышать среднероссийский уровень для компенсации неблагоприятных природных, климатических и географических условий проживания населения.
Государственная политика в сфере образования на территории Дальнего Востока и Байкальского региона будет нацелена на обеспечение доступности дошкольного образования, повышение качества общего образования, восстановление системы начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного образования, развитие высшего образования. Кроме того, будет сформирована система непрерывного образования.
Ключевое направление развития системы образования связано с внедрением результатов комплексных проектов модернизации образования, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007-2009 годах за счет распространения образцов лучшей практики, полученных регионами - участниками комплексных проектов модернизации образования (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Амурская область и Еврейская автономная область). Лучшая практика включает механизмы поддержки лидеров образования, внедрение новых экономических механизмов в сфере образования, стимулирование инноваций, в том числе:
введение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях всех уровней;
государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств на базе учреждений начального и среднего профессионального образования;
внедрение современных образовательных технологий;
развитие сети федеральных и национальных исследовательских университетов;
поддержка проектов комплексной модернизации региональных систем образования.
Необходимо масштабное внедрение новых управленческих технологий проектного менеджмента, включая:
разработку плана комплексной модернизации региональных систем образования Дальнего Востока и Байкальского региона с обязательствами по достижению индикаторов и показателей качества;
создание региональных стратегических команд, которые несут ответственность за реализацию стратегии достижения запланированных результатов;
использование механизмов софинансирования из федеральных, региональных и муниципальных источников, а также современных технологий государственно-частного партнерства в образовании;
формирование новой нормативной правовой базы - принятие документов, обеспечивающих институционализацию изменений в соответствии с намеченными целями, поставленными задачами и стратегией реализации;
подготовку кадров и повышение квалификации администраторов образовательных учреждений, педагогических кадров и общественных управляющих, консультационное, методическое и информационное сопровождение;
сквозной электронный мониторинг, обеспечивающий доступность и прозрачность информации, предоставляемой образовательными учреждениями, муниципалитетами и регионами.
Общей проблемой для всех звеньев системы образования на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе является износ основных фондов, высокая доля зданий, находящихся в аварийном состоянии. Износ оборудования в школах приближается к 70 процентам, значительное число школ - это помещения, капитальный ремонт в которых не производился более 50 лет. На Дальнем Востоке и в Байкальском регионе будут предусмотрены строительство и реконструкция объектов образования за счет средств бюджетов всех уровней на условиях софинансирования. Новые здания будут отвечать современным требованиям, в том числе по противопожарной безопасности и сейсмостойкости.
Ввиду низкой плотности транспортной инфраструктуры в регионах Дальнего Востока и Байкальского региона, а также значительного расстояния между населенными пунктами необходима целенаправленная деятельность по развитию дистанционных методов обучения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Высокое значение имеет привлечение в отрасль квалифицированных специалистов. Особое внимание будет уделено развитию на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе системы подготовки педагогических кадров.
В сфере образования будут решаться задачи компьютеризации и интернетизации образовательных учреждений, развитие вариативности образовательных программ.
В дальнейшем будет продолжено внедрение механизмов экономического стимулирования оптимизации расходов образовательных учреждений на коммунальные услуги от проводимых энергосберегающих мероприятий (повышение теплозащиты зданий образовательных учреждений, учет тепловой энергии, водоснабжения, реконструкция систем энерго- и теплоснабжения). Для решения проблемы энергетической безопасности образовательные учреждения в отдаленных сельских населенных пунктах будут оборудованы автономными мини-котельными.
Для обучения детей коренных малочисленных народов Севера необходимо развивать модель кочевой школы, позволяющую не отрывать детей от семьи и традиционного образа жизни и вместе с тем обеспечить их подготовку к получению дальнейшего образования. Требования к моделям получения образования, обеспечивающие права детей на качественное образование в малых и труднодоступных поселениях, должны включать условия сохранения языков и культуры этносов. Для этого необходимо принять меры по формированию моделей образовательных учреждений, ориентированных на этнонациональную специфику. Важно обеспечить условия, при которых ребенок, осваивая знания во всем многообразии окружающего мира, сохранял традиционный уклад жизни, познавал национальную социально-экономическую культуру в ее бытовой (повседневной), праздничной (игровой) и трудовой формах. Образование должно учитывать особенности этнической психофизиологии и психологии через организацию режима жизнедеятельности школы, взаимодействие ребенка с учителем, разработку нового содержания и технологий образования, качество питания.
Повышение доступности дошкольного образования будет достигаться за счет гибкости образовательных программ, включающих группы кратковременного пребывания и группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях. Для незащищенных слоев населения будет введена система субсидирования оплаты дошкольного образования.
На территориях с высокой плотностью населения развитие системы дошкольного образования будет ориентироваться на снижение дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях и повышение комфортности пребывания в них. Эти задачи будут решены за счет строительства комфортабельных детских садов, отвечающих современным требованиям.