Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (с изменениями на 10 июня 2023 года)

Социально-экономическое развитие Магаданской области

Магаданская область, занимающая площадь 462,5 тыс. кв. км, располагается на северо-восточном побережье Охотского моря. Вся территория области относится к зоне Крайнего Севера, где широко распространена вечная мерзлота.

Численность населения по состоянию на 1 января 2008 г. составляет 165,8 тыс. человек. С 1990 года численность населения сократилась почти в 2,5 раза, в основном за счет массового миграционного оттока.

Основу экономики региона составляют горнодобывающая (добыча золота, угля) и пищевая промышленность, а также электроэнергетика. Ведутся добыча и переработка рыбы, однако по объемам производства Магаданская область существенно уступает другим регионам, выходящим к Охотскому морю. Экономическое развитие Магаданской области определяют в первую очередь Магаданская и Колымская горнодобывающие зоны.

Магаданская горнодобывающая зона включает шельф Охотского моря от Ямских островов на западе до полуострова Пьягина на востоке, а также участок суши на северном побережье Тауйской губы Охотского моря. Специализацией зоны является разведка и - в перспективе - добыча углеводородного сырья. Ресурсный потенциал примагаданского шельфа оценивается достаточно высоко, однако нуждается в доразведке. Конкурентным преимуществом зоны является наличие в непосредственной близости морского торгового порта, хотя и требующего реконструкции, и аэропорта, способного принимать практически все виды воздушных судов (ведется его реконструкция). Освоение шельфа позволит диверсифицировать структуру экономики береговых систем расселения. На базе шельфовых месторождений Охотского моря возможно строительство малых нефтеперерабатывающих заводов для обеспечения потребностей региона. На сухопутной части этой зоны планируется освоение Ланковского и Мелководнинского месторождений бурых углей с развитием их комплексной переработки и получением брикетированного и жидкого топлива, газа и гуматов.

На основе ресурсов Колымской горнодобывающей зоны (драгоценные металлы, цветные металлы, черные металлы) будет формироваться горнодобывающий кластер, развитие которого связано с наращиванием объема добычи полезных ископаемых, повышением производительности труда и применением инновационных технологий. Эта зона состоит из 3 основных ареалов существующей и потенциальной добычи полезных ископаемых - Яно-Колымской золоторудной провинции, Южно-Омолонского рудного узла и Россошинского рудно-россыпного района, Шаманихо-Столбовского рудно-россыпного района и Ороекской металлогенической зоны.

Яно-Колымская золоторудная провинция охватывает Центрально-Колымский регион (южную часть Сусуманского района, Тенькинский и Ягоднинский районы, северные части Хасынского и Ольского районов). За прошедший период в пределах провинции создана необходимая инфраструктура (сеть автомобильных дорог, Аркагалинская ГРЭС и Колымская ГЭС, линии электропередачи). Однако инфраструктурная обеспеченность может оказаться недостаточной для развития дополнительных мощностей по производству золота.

Южно-Омолонский рудный узел и Россошинский рудно-россыпный район, расположенные на территории Среднеканского, Омсукчанского и Северо-Эвенского районов, в перспективе будут специализироваться на добыче драгоценных металлов, производстве меди и молибдена. Развитие этой зоны оптимально в условиях высоких мировых цен на добываемые металлы.

Шаманихо-Столбовский рудно-россыпный район и Ороекская металлогеническая зона расположены на территории северной части Среднеканского района Магаданской области. Перспективной экономической специализацией этой территории является добыча драгоценных металлов, полиметаллических руд и меди. Освоение зоны предполагается осуществлять преимущественно внутрирегиональным вахтовым методом.

Развитие горнодобывающего комплекса будет сопровождаться созданием саморегулируемых организаций и использованием механизмов государственно-частного партнерства с целью развития инфраструктуры в рамках инвестиционных и инновационных проектов добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов.

На территории и в прибрежных акваториях Магаданской области и Чукотского автономного округа развитие получит морской зверобойный промысел, продукция которого станет сырьем для последующей глубокой переработки и выпуска фармакологической, косметологической, мясной, кожевенной и другой продукции, в том числе в южных регионах Дальнего Востока.

Наряду с этим планируется создание центра биотехнологий с целью производства нелекарственных оздоровительных средств из биологических ресурсов Охотского моря.

Магаданская область является наиболее урбанизированным регионом Дальнего Востока России. В городах и поселениях сосредоточено почти 94 процента населения области. Отличительными чертами региональной системы расселения являются централизованность (в областном центре сосредоточено почти две трети всего населения области) и выраженная линейная конфигурация. Основная часть населенных пунктов сосредоточена вдоль трассы федерального значения Якутск - Магадан.

Система расселения представлена областным центром (107,1 тыс. человек) и центрами районных систем расселения. Для Магаданской области характерна тенденция сосредоточения населения в областном центре.

Областной центр и поселки области соединены между собой автомобильными дорогами, за исключением поселков Северо-Эвенского района, транспортное сообщение с которыми возможно только с помощью авиации.

Существующая система расселения тесно связана с размещением и состоянием основных производств в регионе, что во многом способствовало масштабной деградации сети расселения в 1990-е годы. Расположение основной части населенных пунктов вдоль трассы Якутск - Магадан обусловлено исторически, так как населенные пункты области создавались как сеть опорных баз вдоль Колымской автотрассы для обеспечения производственной деятельности Главного управления строительства Дальнего Севера по добыче золота и олова. Другой особенностью исторически сложившейся системы расселения на территории Магаданской области является наличие сети традиционных поселений коренных малочисленных народов Севера.

Перспективное развитие системы расселения должно выстраиваться по иерархическому принципу (областной центр районные центры расселения) с учетом таких особенностей, как формирование перспективных зон опережающего экономического роста (возрождение экономической основы функционирования гг.Магадана и Сусумана, поселков Ола, Усть-Омчуг, Эвенск, Омсукчан, Сеймчан, Ягодное и Палатка), сохранение традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера посредством поддержки мест их традиционного проживания (особенно в центральных и северо-восточных районах области), формирование предпосылок развития расселенческих структур вдоль формирующих и развивающихся линейных элементов транспортного каркаса, масштабная консолидация сети расселения путем поэтапного сокращения сети 25 неперспективных населенных пунктов.

Развитие транспортной инфраструктуры региона будет осуществлено путем создания транспортно-логистического комплекса, интегрирующего автодорожную, железнодорожную, морскую портовую и аэропортовую сети.

Обеспечение после реконструкции круглогодичного режима эксплуатации федеральной автодороги "Колыма" и строительство железнодорожной линии Якутск - Магадан создадут условия для формирования региональной сети путей сообщения. Перспективы развития зон опережающего роста связаны с развитием аэропортов Магадан, Северо-Эвенск и Сеймчан, а также Магаданского морского порта. Для обеспечения развития Колымской горнодобывающей зоны необходимо поддержание и расширение действующей сети автомобильных дорог федерального значения. Будет построена автодорога Омсукчан Омолон - Билибино - Комсомольский - Анадырь от автодороги "Колыма". Это завершит формирование нового автотранспортного коридора, соединяющего дальневосточные территории и Восточную Сибирь (Усть-Кут (Иркутская область) - Мирный (Республика Саха (Якутия) Якутск - Магадан - автодорога "Колыма" - Омсукчан - Омолон Билибино - Комсомольский - Анадырь). От него будут построены территориальные дороги Кубака - Эвенск и Омолон - Рассоха.

Для обеспечения развития транспортной инфраструктуры перспективных районов добычи полезных ископаемых необходимо строительство автомобильной дороги Сеймчан - Глухариное.

Планируется реконструкция территориальной автодороги Палатка Кулу - Нексикан, а также строительство автомобильных дорог от пос. Ола до Мелководненского угольного месторождения и от пос. Кленка до Ланковского угольного месторождения.

Получат развитие местные воздушные линии и обслуживающие их местные аэропорты (посадочные площадки), обеспечивающие при государственной поддержке повышение уровня транспортной доступности удаленных районов области.

С целью обеспечения покрытия спроса на электроэнергию и мощность в изолированной энергосистеме Магаданской области будет реконструирована Магаданская ТЭЦ-1 и Аркагалинская ГРЭС. Для обеспечения потребностей добывающей отрасли будут построены Усть-Среднеканская ГЭС и Северо-Эвенская ТЭЦ, ориентированные на угольные месторождения Арылахской и Омолонской перспективных площадей, и будет осуществлено строительство высоковольтных линий электропередачи (220 кВ) Оротукан - Палатка - Центральная и Усть-Среднеканская ГЭС - Дукат с подстанцией (220 кВ) Дукат. Для внешнего электроснабжения рудника им. Матросова будут построены высоковольтные линии электропередачи (220 кВ) Берелех - Омчак, Усть-Омчуг - Омчак и Ягодное - Берелех, а также подстанция (220 кВ) Омчак. Линии мощностью 110 кВ Магадан - Ланковское, Магадан Ола - Мелководненское будут построены для освоения Ланковского и Мелководненского месторождений бурых углей.

К основным проектам использования возобновляемых источников энергии относятся проекты сооружения ветродизельных комплексов для организации бесперебойного энергоснабжения изолированных районов.

Большинство школ Магаданской области построены в годы активного миграционного притока населения в регион. Начиная с 1989 года численность населения области стала сокращаться. Сокращение производства привело к закрытию поселков и ликвидации в них объектов социальной сферы.

В связи с отдаленностью поселков с небольшой численностью населения от более крупных поселков и районных центров, суровыми климатическими условиями, не позволяющими осуществлять ежедневную доставку учеников к близлежащим школам, до принятия решения о закрытии населенного пункта необходимо обеспечить населению возможность получения услуг образования.

По данным на 1 января 2008 г., в 74,2 процента общеобразовательных школ Магаданской области отношение числа учащихся в общеобразовательных школах к проектной мощности школ составляет менее 50 процентов, из них в 42,4 процента школ соотношение составляет ниже 30 процентов.

Для повышения качества услуг в сфере образования будут реализованы проекты строительства и реконструкции образовательных учреждений в г.Магадане, с. Гижига, поселках Дукат и Омчак и других населенных пунктах.

Планируется увеличение количества услуг высшего и послевузовского образования, предоставляемых Северо-Восточным государственным университетом с использованием систем дистанционного обучения.

Магаданская область характеризуется значительно более высокими показателями заболеваемости населения по сравнению с аналогичными показателями в среднем по России. Высока смертность людей трудоспособного возраста. Наиболее частые причины смерти в трудоспособном возрасте - сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, травмы и отравления. Фиксируется один из самых высоких на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе уровень травматизма. Существенно превышает средний по России и Дальнему Востоку (более чем в 1,5 раза) уровень заболеваемости инфекционными заболеваниями.