Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (с изменениями на 10 июня 2023 года)

Социально-экономическое развитие Приморского края

Приморский край занимает территорию в 164,7 тыс. кв. км с численностью населения около 2 млн. человек и является самой заселенной и освоенной частью Дальнего Востока. По размерам валового регионального продукта Приморье уступает только Иркутской области и Якутии. Ведущими секторами экономики являются транспорт, связь (свыше 20 процентов) и торговля (свыше 20 процентов), что объясняется приморским положением региона и близостью динамично развивающихся стран - экономических лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона. Значительное место занимают отрасли, связанные с природно-ресурсным потенциалом края, - горнодобывающая промышленность, агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы, а также пищевая промышленность (прежде всего рыбная), машиностроение (прежде всего авиастроение, судостроение и судоремонт) и лесная промышленность.

Основная часть населения и, следовательно, социально-экономического потенциала сосредоточена в границах владивостокской агломерации, в состав которой помимо г.Владивостока - системообразующего центра агломерации - входят гг.Находка, Артем, Большой Камень и Уссурийск, поселки и сельские населенные пункты Надеждинского и Шкотовского районов. К зоне влияния агломерации относятся г.Партизанск, Партизанский и Хасанский районы. Суммарная численность населения агломерации составляет более 850 тыс. человек, а с учетом зоны влияния агломерации - более 1,3 млн. человек, то есть свыше двух третей населения края.

Владивостокская агломерация характеризуется относительно комфортным климатом, максимально приближена одновременно к нескольким странам Азиатско-Тихоокеанского региона, обладает незамерзающей акваторией, богатой биологическими ресурсами, самой высокой плотностью инфраструктуры, относительно диверсифицированной структурой экономики и наличием признанных научно-исследовательских учреждений.

Приоритетными функциями владивостокской агломерации станут представительские, транспортно-логистические, инновационно-образовательные и туристические. В силу своего геополитического положения эта территория будет развиваться как зона тесного взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, деловой центр и площадка для международной коммуникации.

Кроме того, владивостокская агломерация является узлом международных транспортных коридоров с развитой сетью опорных коммуникаций, что дает конкурентные преимущества по организации интермодальных перевозок. В ее составе будет сформирован транспортно-логистический комплекс национального значения, интегрирующий железнодорожную и автодорожную сеть, морскую портовую и аэропортовую, а также складскую инфраструктуру для обеспечения российского внешнеторгового грузооборота и международного транзита грузов и пассажиров с ориентацией в первую очередь на северо-восточные провинции Китая, Северную и Южную Корею и Японию. Это станет основой развития транспортно-логистического кластера Приморского края.

Основной целью развития такого транспортно-логистического кластера является участие Приморского края в реализации проектов интеграции России в глобальную транспортную систему и повышение транзитного потенциала российской экономики, интеграция с транспортно-логистической системой Азиатско-Тихоокеанского региона.

Владивостокская агломерация - крупный научный и образовательный центр с выраженной морской и естественно-научной специализацией. Приоритетными направлениями развития научно-образовательной сферы этой агломерации являются расширение экспорта образовательных услуг, организация технико-внедренческих схем взаимодействия с бизнесом, модернизация материально-технической базы и расширение внешних связей. В рамках развития инновационного комплекса Приморского края будет создан Тихоокеанский инновационный терминал России, включающий Тихоокеанский центр биотехнологий, Тихоокеанский центр подводной робототехники Дальневосточного отделения Российской академии наук, Тихоокеанский исследовательский центр нанотехнологий, Инновационный производственный центр технологий комплексного развития для освоения ресурсов Мирового океана и Инновационно-промышленную зону с технопарком высоких технологий.

Биоресурсный комплекс также имеет серьезные предпосылки для развития в границах владивостокской агломерации как одной из территорий, где традиционно осуществлялась выгрузка рыбопромышленной продукции на берег для дальнейшей ее транспортировки на запад страны и переработки. В перспективе на территории агломерации предполагается развивать экспериментально-производственную деятельность, в том числе на базе инновационных технологий - максимально широко использовать биологические ресурсы моря, разводить аквакультуру, строить рыбопромысловые суда, разрабатывать новые технологии воспроизводства биологических ресурсов. На базе нескольких регионообразующих предприятий получат развитие судостроительный и судоремонтный комплексы.

С целью формирования нового качества экономики Приморского края будут развиваться транспортировка и глубокая переработка углеводородного сырья. Строится спецморнефтепорт Козьмино. В рамках газификации Приморского края будет создана газотранспортная система для обеспечения нужд потребителей Приморского края, а также крупных газохимических и газоперерабатывающих производств на юге Приморского края.

Реализация проекта строительства газотранспортной системы Сахалин - Хабаровск - Владивосток позволит обеспечить потребности потребителей края в природном газе и создаст условия для строительства на юге Приморья комплекса газоперерабатывающих производств и мощностей по сжатию (сжижению) газа.

Приморский край наряду с Хабаровским краем станет одним из центров производства судов различных классов и оборудования для освоения континентального шельфа.

Реализация указанных проектов обеспечит экономический рост в смежных отраслях экономики и будет способствовать размещению в Приморском крае сервисных центров, специализированного машиностроения - процессинговых центров крупных поставщиков технологических решений для обеспечения проектов нефтегазодобычи на острове Сахалин и шельфе дальневосточных морей.

В рамках приграничного сотрудничества России и Китая на территории Приморского края будут созданы совместные российско-китайские промышленные парки (Михайловский район, г.Уссурийск), парк по внедрению информационных технологий (г.Владивосток).

Владивостокская агломерация к 2025 году станет крупнейшим постиндустриальным центром на востоке страны, играющим значимую социально-экономическую и стратегическую роль. Ключевым направлением пространственного развития этой агломерации становится децентрализация территориальной организации - разгрузка г.Владивостока за счет выноса узловых функций, прежде всего транспортно-коммуникационной, за пределы города. Наиболее благоприятные в пределах всего Дальневосточного региона условия для расселения способствуют развитию пригородной зоны. Другими осями концентрации населения и хозяйства являются долина р. Уссури, Приханкайская низменность и побережье к югу от г.Находки.

Социально-экономическое развитие края, участие в проектах интеграции России в глобальную транспортную систему и повышение транзитного потенциала определяют потребность в развитии опорной транспортной инфраструктуры.

Предусматривается создание особой экономической зоны портового типа на базе пос. Восточный (г.Находка) с развитием перевозок по международным транспортным коридорам и созданием в южном Приморье контейнерной региональной транспортно-логистической системы.

Это создаст условия для формирования эффективного морского комплекса (порта-хаба) на базе порта Восточный.

Предусматривается следующая специализация транспортных узлов:

универсальный портовый комплекс Восточный - г.Находка;

порт в бухте Козьмино - экспортный порт регионального значения по перевалке нефти и нефтепродуктов;

порт в бухте Суходол - перевалка угля;

порт в бухте Троица - перевалка угля, обработка контейнеров и других грузов, в том числе грузов, следующих транзитом из Китая;

Владивостокский транспортный узел - контейнерная и горизонтальная грузообработка.

Кроме того, будет обеспечена синхронизация развития портовых комплексов и производственных зон, прежде всего со специализацией в области нефте- и газопереработки, деревообработки, переработки рыбы и морской продукции, металлообработки, а также судостроения и судоремонта.

Завершится создание транспортно-логистического комплекса "Южный приморский терминал".

Мощный импульс совершенствованию системы воздушного транспортного сообщения придаст создание современного международного узлового аэропорта-хаба в г.Владивостоке с организацией скоростного пассажирского сообщения на линиях Владивосток - Артем - Уссурийск и Владивосток - Артем - Находка. В связи с этим получит развитие аэродромная сеть местного значения, в том числе реконструкция аэропортов местного значения в поселках Кавалерово, Пластун, Светлая и Терней, а также в селах Амгу, Единка, Максимовка, Усть-Соболевка, Самарга и Агзу.

Кроме того, будут реализованы проекты развития сети автомобильных дорог регионального и местного значения, в том числе модернизации автомобильной дороги Рудная Пристань - Терней и автомобильной дороги Терней - Малая Кема, строительства автомобильной дороги Малая Кема - Амгу - Светлая - Единка Самарга - граница Хабаровского края, автомобильной дороги пос. Новый - бухта Патрокл, автомобильной дороги Федосьевка р. Бикин - Верхний Перевал - Олон - автомобильная дорога "Восток" (Хабаровск - г.Находка), модернизации автомобильной дороги Дальнереченск - Рощино - Крутой Яр - Дальний Кут - Таежное Веселый - Малая Кема, реконструкции автомобильных дорог Дальнереченск - Ариадное - Уборка и Кировский - Николо-Михайловка Яковлевка, усиления опорной сети автомобильных дорог, завершения реконструкции автомобильной дороги Находка - Лазо - Ольга Кавалерово, автомобильной дороги Михайловка - Турий Рог, автомобильной дороги Спасск-Дальний - Варфоломеевка, автомобильной дороги Штыково - Ивановка - Реттиховка, автомобильной дороги Сибирцево - Жариково - Комиссарово и автомобильной дороги Хороль Реттиховка - Арсеньев.

Приоритетным направлением развития электроэнергетической инфраструктуры Приморского края является устранение дефицита генерирующих мощностей. Для надежного энергоснабжения юга Приморского края будет реконструирована Партизанская ГРЭС, расширена Артемовская ТЭЦ, построены парогазовые установки на Находкинской ТЭЦ и на Владивостокской ТЭЦ-2. Кроме того, будут усилены межсистемные связи между Хабаровской энергосистемой и энергосистемой Приморского края (высоковольтная линия электропередачи (500 кВ) Приморская ГРЭС - Хабаровская), а также повышена надежность электроснабжения юга Приморского края (высоковольтная линия электропередачи (500 кВ) Дальневосточная Владивосток с подстанцией (500 кВ) Владивосток, высоковольтная линия электропередачи (500 кВ) Чугуевка - Лозовая - Владивосток с подстанцией (500 кВ) Лозовая, высоковольтная линия электропередачи (500 кВ) Приморская ГРЭС - Владивосток). Повышение надежности энергоснабжения потребителей Приморского края и г.Владивостока будет обеспечено за счет строительства энергообъектов тепло- и электроснабжения в связи с проведением саммита в рамках форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (Уссурийской ТЭЦ, ветропарка на островных территориях г.Владивостока) и развития электросетей напряжением 220 кВ (двухцепной высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Артемовская ТЭЦ - Владивосток, подстанции (220 кВ) Зеленый Угол с заходами на нее высоковольтной линии (220 кВ) Волна - Владивостокская ТЭЦ 2, подстанции (220 кВ) Патрокл с заходами на нее высоковольтной линии электропередачи (220 кВ), подстанции (220 кВ) Поспелово (Русская), высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Артемовская ТЭЦ - Зеленый Угол, высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Зеленый Угол Поспелово (Русская) с заходами одной цепи на Владивостокскую ТЭЦ-2 и кабельным переходом через пролив Босфор Восточный, высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Волна - Владивостокская ТЭЦ-2, высоковольтных линий электропередачи (220 кВ) Приморская ГРЭС Лесозаводск и Губерово - Лесозаводск с заходами на подстанции (220 кВ), подстанции (220 кВ) Береговая (2АТ), подстанции (220 кВ) Муравьиная с заходами на нее высоковольтной линии электропередачи (220 кВ).