Неактуальный

Дивиденды организации

Дивидендная политика организации

Дивидендная политика, которой придерживается организация, оказывает существенное влияние на ее репутацию. Особенно это касается тех организаций, акции которых котируются на рынке: динамика цены акций - прямое отражение дивидендной политики.

Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и являются для них показателем успешной работы коммерческой организации, в акции которой они вложили свое имущество.

Схема распределения прибыли отчетного периода стандартна: одна часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, другая - реинвестируется в организации. Остающаяся часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности организации.

Дивидендная политика существенно влияет на размер внешних источников финансирования, привлекаемых организацией, поскольку капитализация чистой прибыли позволяет расширять деятельность за счет собственных, более дешевых источников. Расходы организации на привлечение дополнительных источников снижаются. Есть и другие преимущества: например, сохраняется сложившаяся система контроля деятельности организации, которая может существенно пострадать из-за изменения количества акционеров.

Имеет ряд преимуществ и стабильность дивидендных выплат. Прежде всего, это индикатор деятельности организации, свидетельство ее финансового благополучия. Кроме того, стабильность дивидендных выплат снижает неопределенность, т.е. уровень риска для инвесторов. Информация о стабильных доходах инициирует повышение спроса на акции организации, т.е. ведет к росту цены ее акций.

Существует несколько математических моделей оценки акций.

Одной из наиболее авторитетных является так называемая модель роста - модель Гордона:

        

где V - теоретическая стоимость акции;

D  - ожидаемый дивиденд очередного периода;

r - приемлемая доходность (коэффициент дисконтирования);

g - ожидаемый темп прироста дивидендов.

Согласно данной модели, чем больше ожидаемый доход и чем выше темп его прироста, тем больше теоретическая стоимость акции, т.е. рост благосостояния акционеров. Значит, увеличивать размер дивиденда целесообразно.

Однако у этой модели есть и оборотная сторона, которая состоит в следующем.

1. Для выплаты дивидендов организация должна иметь в распоряжении крупную сумму свободных наличных денег. Однако испытывать нужду в наличных денежных средствах организация может по различным причинам, и это не обязательно связано с ее неудовлетворительным финансовым состоянием.

2. Выплата дивидендов уменьшает возможности рефинансирования прибыли, что может отрицательно повлиять на прибыль организации и на благосостояние ее владельцев в более далекой перспективе.

Эти два аргумента - в пользу того, что большие дивиденды не выгодны организации. Поэтому основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, который максимизирует рыночную стоимость организации и обеспечит ее стратегическое развитие.

По сути, дивидендная политика - это составная часть общей политики управления прибылью. Ее задача состоит в том, чтобы в целях максимизации рыночной стоимости организации оптимизировать соотношение между потребляемой и капитализируемой частями прибыли.

Важную роль дивидендной политики определяют следующие факторы:

- отношения организации с инвесторами. Акционеры считают, что сокращение дивидендов связано с финансовыми трудностями. При выборе дивидендной политики финансовый менеджер организации должен учитывать интересы владельцев, иначе акционеры могут продать свои акции, снизив их рыночную цену;

- финансовая программа и бюджет капиталовложений организации;

- движение денежных средств организации;

- сокращение акционерного капитала и увеличение в результате долговых обязательств.

Процесс формирования дивидендной политики акционерного общества составляют следующие основные этапы:

- учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики;

- выбор вида дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией организации;

- разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным видом дивидендной политики;