Неактуальный

Организация налогового учета и налогового планирования на предприятии

Методика ведения налогового учета


Предлагаемая методика ведения налогового учета основана на бухгалтерском учете и решает следующие задачи:

- определяет формы регистров налогового учета;

- устанавливает иерархию регистров;

- отрабатывает взаимосвязи регистров налогового учета между собой, а также с регистрами бухгалтерского учета и декларацией по налогу на прибыль.

Рассмотрим более подробно, что представляют собой регистры налогового учета. Это табличные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ и правилами составления декларации по налогу на прибыль. Основываясь на этих же требованиях, формируют регистры налогового учета и для других налогов.

Основанием для записи в регистре налогового учета являются первичные документы и регистры бухгалтерского учета.

По налогооблагаемым объектам регистры группируют следующим образом:

- регистры учета доходов от реализации (данные о выручке от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг);

- регистры учета понесенных расходов (данные о понесенных расходах по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг);

- регистры учета доходов и расходов от реализации (данные о реализации имущества и имущественных прав);

- регистры учета внереализационных доходов и расходов (внереализационные доходы и расходы формируются в отдельном регистре по правилам налогового учета);

- регистры учета убытков (данные об убытках, принимаемых к налогообложению на определенных условиях).

Регистры налогового учета составляются на бумажных носителях или в электронном виде (в электронных таблицах Excel).

Регистры налогового учета могут иметь двух- или трехуровневую иерархию, например:

1-й уровень - карточки налогового учета, справки-расчеты;

2-й уровень - аналитические и (или) синтетические регистры учета доходов и расходов;

3-й уровень - сводные регистры учета доходов и расходов.

Сводные ведомости налогового учета составляются на основе синтетических ведомостей, которые, в свою очередь, составляются на основании данных бухгалтерского учета и (или) аналитических ведомостей налогового учета. Синтетические ведомости используют для расшифровки показателей, включаемых в сводные ведомости.

Аналитические ведомости заполняют на основании данных карточек налогового учета или первичных бухгалтерских документов. Они существуют для расшифровки показателей, включаемых в синтетические ведомости.

Значительная часть регистров налогового учета заполняется на основе следующих регистров бухгалтерского учета:

- аналитических и (или) синтетических ведомостей;

- журналов-ордеров;

- карточек по отдельным счетам;

- оборотно-сальдовых ведомостей и других.

Часть регистров налогового учета ведется на основе карточек учета и справок-расчетов.

Карточки учета ведут для налогового учета:

- основных средств и нематериальных активов (заполняются на основании первичных документов);

- отдельных расходов (убытков) будущих периодов;