Действующий

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам" (с изменениями на 12 августа 2020 года)

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам" (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

2. Настоящие Правила устанавливают требования к диспетчерам управления воздушным движением (далее - диспетчер УВД) и парашютистам-инструкторам при осуществлении соответствующей деятельности в Российской Федерации при выдаче соответствующих свидетельств, продления срока их действия, внесении квалификационных отметок, классной квалификации и допуске к работе.

3. К выполнению функциональных обязанностей диспетчера УВД не допускаются лица, не имеющие при себе действующего свидетельства.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2014 года приказом Минтранса России от 25 февраля 2014 года N 48. - См. предыдущую редакцию)

4. Диспетчеры УВД осуществляют деятельность по обслуживанию воздушного движения в пределах квалификационных отметок и отметок о допуске к работе на конкретном диспетчерском пункте (секторе) обслуживания воздушного движения, внесенных в установленном порядке в свидетельство, а также установленного срока его действия и при наличии действующего медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД, кроме случаев, когда сфера деятельности диспетчера УВД ограничена выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД. В свидетельствах диспетчеров УВД приводятся сведения, установленные в Приложении к настоящим Правилам.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2012 года приказом Минтранса России от 14 мая 2012 года N 143. - См. предыдущую редакцию)

5. Медицинское освидетельствование диспетчеров УВД и парашютистов-инструкторов осуществляется в соответствии с положениями федеральных авиационных правил, регламентирующих порядок медицинского освидетельствования.

6. Медицинское заключение о признании годным к работе является неотъемлемой частью свидетельства. Обладатели свидетельств перестают пользоваться правами, предусмотренными соответствующими квалификационными отметками, когда они узнают об ухудшении состояния здоровья, которое могло бы помешать им безопасно и надлежащим образом осуществлять данные им права.

7. Обладатель свидетельства осуществляет права, предусмотренные квалификационными отметками и отметками о допуске к работе, внесенными в свидетельство, лишь в том случае, если он сохраняет свою квалификацию, соответствующую требованиям профессиональной пригодности.

8. В целях продления срока действия свидетельства диспетчер УВД должен подтверждать свою квалификацию в рамках имеющейся квалификационной отметки (отметок) путем демонстрации при проведении проверок (тестирования) надлежащих теоретических знаний и практических навыков со следующей периодичностью:

диспетчер УВД 1 класса - один раз в три года;

диспетчер УВД 2 класса - один раз в два года;

диспетчер УВД 3 класса - ежегодно.

Абзац исключен с 12 августа 2014 года - приказ Минтранса России от 25 февраля 2014 года N 48 - см. предыдущую редакцию:

абзац исключен с 12 августа 2014 года - приказ Минтранса России от 25 февраля 2014 года N 48 - см. предыдущую редакцию;

абзац исключен с 12 августа 2014 года - приказ Минтранса России от 25 февраля 2014 года N 48 - см. предыдущую редакцию;

абзац исключен с 12 августа 2014 года - приказ Минтранса России от 25 февраля 2014 года N 48 - см. предыдущую редакцию.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2012 года приказом Минтранса России от 14 мая 2012 года N 143. - См. предыдущую редакцию)

9. Диспетчер УВД не должен подвергаться дополнительным проверкам (тестированию) теоретических знаний до окончания срока действия свидетельства, если осуществляет свою деятельность без получения очередной квалификационной отметки или повышения классной квалификации, за исключением случаев, когда действия данного диспетчера УВД привели к авиационному происшествию или авиационному инциденту.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 24 октября 2016 года N 297. - См. предыдущую редакцию)

10. Тематика вопросов при проведении проверки (тестировании) теоретических знаний на подтверждение классной квалификации не должна выходить за рамки подтверждаемой квалификационной отметки (квалификационных отметок) и отметок о допуске к самостоятельной работе, внесенных в свидетельство.

11. В целях поддержания надлежащего уровня знаний для обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения установлены следующие требования по периодичности прохождения курсов повышения и поддержания квалификации персонала:

руководящий состав должен пройти курсы повышения квалификации один раз в пять лет.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2012 года приказом Минтранса России от 14 мая 2012 года N 143; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 24 октября 2016 года N 297. - См. предыдущую редакцию)

Руководители полетов, старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы (включая диспетчеров-инструкторов тренажера), диспетчеры УВД должны проходить курсы повышения квалификации по программам в соответствии с занимаемой должностью в образовательных организациях среднего профессионального или высшего образования гражданской авиации или авиационных учебных центрах один раз в три года.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 24 октября 2016 года N 297. - См. предыдущую редакцию)

Лица, имеющие допуск к обслуживанию воздушного движения с применением английского языка, проходят курсы повышения квалификации по специальности и английскому языку по совмещенной программе (абзац в редакции, введенной в действие с 21 августа 2011 года приказом Минтранса России от 27 июня 2011 года N 170, - см. предыдущую редакцию).

12. Диспетчеры УВД, осуществляющие районное диспетчерское обслуживание (диспетчер процедурного и радиолокационного контроля района УВД) на международных трассах, а также диспетчерское обслуживание подхода (диспетчер процедурного и радиолокационного контроля подхода) и аэродромное диспетчерское обслуживание (диспетчер аэродрома, диспетчер посадочного радиолокатора) на международных аэродромах, должны демонстрировать способность говорить на языке, используемом в радиотелефонной связи, и понимать его не ниже чем на 4 (рабочем) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО.