Сводный план ("дорожная карта") мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 года, обеспечивающих реализацию настоящей Стратегии
1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
| ||
1. Повышение активности геологического освоения новых территорий и акваторий | ||
Повышение степени влияния государственных институтов на формирование и реализацию программ геологоразведки перспективных территорий и акваторий (континентального шельфа). | Государственная поддержка геолого-разведочных работ перспективных территорий на основе прямого государственного участия; предоставление государственных гарантий недропользователям; предоставление налоговых каникул на срок проектной окупаемости вложенных инвестиций, а также инвестиционного налогового кредита | Увеличение прироста запасов на новых территориях и акваториях в структуре воспроизводства минерально-сырьевой базы. |
| ||
Устранение избыточных административных барьеров при проведении геолого-разведочных работ на основе введения типовых проектов недропользования и уменьшения количества государственных экспертиз. | Внедрение рентной системы налогообложения недропользователей, осуществляющих геолого-разведочные работы. | Развитие частно-государственного партнерства в недропользовании. |
Стабилизация налоговой политики в сфере недропользования и формирование условий для перехода к рентной системе налогообложения недропользователей. | Обеспечение соотношения ежегодного прироста разведанных запасов топливно-энергетических ресурсов в результате проведения геолого-разведочных работ и ежегодного объема добычи по основным видам топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь, уран) >1 | Устойчивый (не менее чем двукратный за период) рост объемов частных инвестиций в недропользование и проведение геолого-разведочных работ (доля частных инвестиций в проведение геолого-разведочных работ - не менее 80 процентов) |
| ||
Создание национального реестра топливно-энергетических ресурсов на основе гармонизации российской и международной классификации запасов топливно-энергетических ресурсов. | Государственная поддержка внедрения новых инновационных технологий добычи углеводородов, повышающих коэффициент извлечения нефти | Налоговое стимулирование расширенной добычи сверхвязкой нефти, природных битумов, низконапорного газа старых месторождений и комплексного использования ресурсов угольных месторождений, включая проекты по утилизации дегазационного метана. |
Государственная поддержка внедрения новых инновационных технологий добычи углеводородов, повышающих коэффициент извлечения нефти. | ||
Поддержание коэффициента извлечения нефти на уровне 30-32 процентов. | Увеличение коэффициента извлечения нефти до 35 - 37 процентов | |
Увеличение доли нетрадиционного газа в общем объеме добычи газа до 10 процентов | Увеличение доли нетрадиционного газа в общем объеме добычи газа до 15 процентов | |
Обеспечение коэффициента утилизации попутного нефтяного газа на уровне не ниже | Обеспечение коэффициента утилизации попутного нефтяного газа на уровне не ниже 95 процентов | Обеспечение коэффициента утилизации попутного нефтяного газа на уровне не ниже 95 процентов |
| ||
Стимулирование формирования российских независимых инжиниринговых компаний. | Развитие рынка сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования. | |
Доведение доли независимого сегмента в сфере сервиса и инжиниринга до 20 процентов | Доведение доли независимого сегмента в сфере сервиса и инжиниринга до 50 процентов | |
| ||
5. Совершенствование государственного контроля за уровнем экономической концентрации на энергетических рынках | ||
Ужесточение антимонопольного законодательства в целях пресечения картельных сговоров на рынке топливно-энергетических ресурсов и технологического монополизма (в том числе в вопросах подключения к сетям) | Создание интегрированной системы мониторинга энергетических рынков на базе государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса | Повышение эффективности государственного контроля за уровнем экономической концентрации |
Обеспечение прозрачного и недискриминационного доступа к энергетической инфраструктуре (в том числе обязывающее предприятия, управляющие инфраструктурой, раскрывать информацию о наличии или отсутствии свободных мощностей). | Прозрачный и недискриминационный доступ для всех участников рынка к энергетической инфраструктуре | Ликвидация регионального и технологического монополизма |
| ||
Стимулирование участия частных компаний в биржевой торговле энергоносителями за счет обязательного резервирования мощности транспортных систем для обеспечения биржевой торговли, обязательного проведения части госзакупок энергоносителей через биржевые механизмы. | Стимулирование расширения биржевой торговли энергоносителями на российских площадках, осуществляющих расчеты за рубли за счет: | |
Доведение доли биржевой торговли энергоносителями до 5-10 процентов объема внутреннего рынка | Доведение доли биржевой торговли энергоносителями до | |
| ||
Совершенствование системы адресной социальной защиты населения в рамках мероприятий по ликвидации перекрестного субсидирования. | Создание государственных резервов нефти, нефтепродуктов и природного газа для проведения организованных товарных интервенций для стабилизации энергетических рынков в условиях кризисов | Формирование устойчивой ценовой политики, отвечающей интересам производителей и потребителей энергоресурсов |
Завершение либерализации внутренних рынков электроэнергии и газа | Завершение либерализации внутреннего рынка тепловой энергии | |
| ||
8. Снижение доли газа в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов и увеличение доли нетопливной энергетики в структуре топливно-энергетического баланса | ||
Разработка и внедрение экономического механизма эффективной межтопливной конкуренции на взаимозаменяемые энергоносители (газ/уголь). | Поддержание эффективности и устойчивости межтопливной конкуренции на основе системы опережающего мониторинга цен на взаимозаменяемые энергоносители (газ/уголь). | Активное развитие возобновляемых источников энергии и неуглеводородной энергетики в целом на основе внедрения передовых технологий и использования механизмов частно-государственного партнерства |
стимулирующего налогообложения электростанций и источников теплоснабжения на возобновляемых источниках энергии; | ||
Обеспечение соотношения внутренних цен на газ и уголь 1,8-2,2 | Обеспечение соотношения внутренних цен на газ и уголь 2,5-2,8 | |
Доведение доли газа в топливно-энергетическом балансе до 51-52 процентов | Доведение доли газа в топливно-энергетическом балансе до | Доведение доли газа в топливно-энергетическом балансе до 46-47 процентов |
Доведение доли нетопливной энергетики в топливно-энергетическом балансе до | Доведение доли нетопливной энергетики в топливно-энергетическом | |
| ||
Выравнивание вывозных таможенных пошлин на темные и светлые нефтепродукты с целью повышения экономической эффективности внутрироссийских проектов по глубокой переработке нефти. | Создание эффективной устойчивой системы оптимизации экспорта и внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов на базе учета мировых и внутренних цен, текущих требований обеспечения энергетической безопасности и геополитических интересов страны | |
Опережающий рост внутреннего потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь) | Снижение темпов роста экспорта топливно-энергетических ресурсов с низкой добавленной стоимостью | |
| ||
Стимулирование повышения качества моторных топлив и глубины переработки нефти на основе: | Стимулирование производства и экспорта продукции газохимии и нефтехимии | Государственная поддержка развития производства синтетического жидкого топлива на основе всех видов энергоресурсов (природный газ, уголь, биомасса и прочее) |
Осуществление комплекса программных мер по развитию нефте- и газохимии в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. | Рост экспорта топливно-энергетических ресурсов с высокой добавленной стоимостью (моторные топлива, продукты нефтехимии, газохимии и углехимии и прочее) | |
Исключение из оборота топлива с классом | Исключение из оборота топлива с классом ниже 5-го. | Обеспечение глубины нефтепереработки не менее 89-90 процентов |
| ||
11. Совершенствование взаимодействия федеральных и региональных властей в энергетической сфере | ||
Законодательное разграничение полномочий и ответственности в сфере энергосбережения, в отношении обеспечения надежности и безопасности энергоснабжения, а также мер регулирования в энергетическом секторе между федеральными, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления | Усиление совместного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами федерального и регионального законодательства в сфере энергетики | Формирование устойчивой системы взаимодействия региональных и федеральных властей в сфере энергетической политики |
Гармонизация федеральных программ и стратегий развития отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса с программами и стратегиями социально-экономического развития регионов. | Согласованность федеральных программ развития энергетики и программ социально-экономического развития регионов | Эффективная система разделения полномочий и ответственности в энергетической сфере |
| ||
Государственная поддержка строительства и расширения региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры. | Государственная поддержка развития региональной энергетической инфраструктуры сообразно с типом регионального энергетического развития. | Реализация региональных стратегических инициатив государства и бизнеса на условиях частно-государственного партнерства в части освоения полуострова Ямал, Арктики, Восточной Сибири и Дальнего Востока |
Ликвидация "узких мест" в энергоснабжении регионов | Минимизация диспропорций в энергообеспеченности между энергоизбыточными и энергодефицитными регионами страны | |
| ||
Разработка и реализация региональных энергетических программ (в том числе программ энергосбережения). | Формирование устойчивой системы энергетического обеспечения труднодоступных и удаленных территорий на основе расширенного эффективного использования местных энергоресурсов | Формирование региональных энергетических систем на основе экономически эффективного сочетания использования местных и привозных источников энергии, оптимального режима работы региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры, снижения вредного воздействия на окружающую среду |
Доведение доли местных источников энергии в региональных топливно-энергетических балансах до 10 процентов | Качественное повышение уровня региональной энергетической безопасности | Доведение доли местных источников энергии в региональных топливно-энергетических балансах до 20 процентов. |
| ||
14. Создание устойчивой национальной инновационной системы в сфере энергетики | ||
Формирование основ национальной инновационной системы топливно-энергетического комплекса на базе: | Опережающее развитие отечественных инновационных технологий в сфере топливно-энергетического комплекса на основе: | Широкое внедрение отечественных энергетических инноваций на основе принципов проектного управления созданием и внедрением инновационных решений с участием государства и частных компаний |
создания единой системы научных и опытно-конструкторских центров, функционирующих на принципах частно-государственного партнерства и обеспечивающих весь процесс от начала разработки до коммерческой реализации инноваций в сфере топливно-энергетического комплекса; | Развитие стимулирующего налогообложения для инжиниринговых, проектных фирм, а также для иных компаний | |
Доведение доли российского оборудования мирового технологического уровня в общих поставках оборудования для топливно-энергетического комплекса до 20 процентов | Доведение доли российского оборудования мирового технологического уровня до 30 процентов | Доведение доли российского оборудования мирового технологического уровня до 50 процентов |
| ||
15. Обеспечение надежного энергоснабжения населения страны по доступным ценам | ||
Повышение надежности энергообеспечения населения, объектов жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы на основе: | Создание эффективной и прозрачной системы механизмов контроля и регулирования темпов роста цен на энергию для населения | |
Минимизация числа энергоаварий и отключений энергии в коммунально-бытовом секторе | Доведение доли затрат на энергию (газ, электроэнергия, тепло) в доходах домохозяйств до уровня не более 12-13 процентов | Доведение доли затрат на энергию (газ, электроэнергия, тепло) в доходах домохозяйств до уровня не более 8-10 процентов |
| ||
Стимулирование создания публичных энергетических компаний за счет обеспечения им льготных условий получения государственных гарантий и кредитов, страхования инвестиций. | Поддержка роста численности и расширения спектра деятельности публичных энергетических компаний, стимулирование увеличения финансовых вложений населения в активы энергетических компаний. | Создание центров социального контроля деятельности публичных энергетических компаний, обеспечивающих комплексный учет интересов населения при долгосрочном планировании их развития (экология, социальная сфера и другие) |
| ||
Восстановление единой российской системы подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса на основе развития частно-государственного партнерства в сфере привлечения и подготовки молодых специалистов низшего и среднего звена. | Формирование устойчивой саморегулирующейся системы воспроизводства кадров для топливно-энергетического комплекса на основе стимулирования мобильности персонала и совершенствования принципов проектного управления кадровым потенциалом топливно-энергетического комплекса | |
Доведение числа занятых в возрасте моложе 40 лет до 30 процентов. | Доведение числа занятых в возрасте моложе 40 лет до | |
| ||
18. Отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы функционирования мировых энергетических рынков | ||
Разработка концепции и программы перестройки энергетических рынков в направлении отражения фундаментальных факторов соотношения спроса и предложения и снижения роли краткосрочных факторов и спекулятивного поведения. | Разработка и согласование документов о правилах функционирования энергетических рынков (в формате соответствующих международных организаций), правил доступа энергетических компаний к инфраструктуре и видам деятельности на мировых рынках (как на двусторонней, так и на многосторонней основе) | Унификация и гармонизация базовых нормативно-правовых принципов национального законодательства и международного права, |
Решение проблем урегулирования правового статуса в спорных регионах, в том числе в Арктике, Каспийском и Южно-Китайском морях и других. | Формирование рамочной системы правового регулирования отношений в сфере энергетики, направленной на повышение устойчивости мировых энергетических рынков | Создание действующей системы правовых инструментов, обеспечивающих баланс интересов стран-экспортеров, импортеров и транзитеров топливно-энергетических ресурсов |
| ||
Оценка перспективных направлений диверсификации экспортных энергетических рынков | Рационализация размещения производства топливно-энергетических ресурсов на территории Российской Федерации с учетом региональных экспортных рынков и расширения участия России в региональных энергетических альянсах | Участие России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры, включая расширение инфраструктуры для поставок топливно-энергетических ресурсов на новые рынки и увеличение доли инфраструктуры, не привязанной к определенным маршрутам поставок (порты, супертанкеры, поставки сжиженного природного газа и другие) |
Доведение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в структуре российского экспорта топливно-энергетических ресурсов до 16-17 процентов. | Доведение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в структуре российского экспорта топливно-энергетических ресурсов | Доведение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в структуре российского экспорта топливно-энергетических ресурсов до 26-27 процентов. |
| ||
Мониторинг мировых энергетических рынков и регулярная оценка перспективного спроса на российские энергоресурсы высокой степени переработки | Стимулирование развития новых технологических возможностей для диверсификации структуры экспорта, включая повышение эффективности процессов преобразования газа в моторное топливо, транспортировку газа в виде сжатого газа, газогидратов и другие | Государственная поддержка повышения доли энергоресурсов высокой степени переработки (добавленной стоимости) в общей структуре экспорта российских топливно-энергетических ресурсов (рациональные таможенные пошлины, государственные гарантии, страхование рисков и другие) |
Доведение доли сжиженного природного газа в экспорте газа до 6-7 процентов. | Доведение доли сжиженного природного газа в экспорте газа до 10-11 процентов. | Доведение доли сжиженного природного газа в экспорте газа до 14-15 процентов. |
| ||
Развитие системы долгосрочных контрактов на поставку российских топливно-энергетических ресурсов и ограничение спекулятивной активности на энергетических рынках. | Диверсификация структуры производства энергоресурсов, активное участие российской стороны в технологических разработках и обмене информацией о прогрессе в ключевых технологических разработках | Создание эффективной международной системы экспертного анализа и прогнозирования важнейших процессов на энергетических рынках, обеспечивающей повышение устойчивости и объективности соответствующих оценок |
Создание российской системы мониторинга и анализа мировых процессов в энергетике и критических угроз на пути обеспечения стабильных условий на экспортных рынках российских энергоресурсов. | ||
Расширение числа биржевых площадок, стимулирование развития международной биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами с расчетами в валюте Российской Федерации. | ||
Снижение рисков транзита и транспортировки российских энергоносителей на экспортные рынки. | Стабильные и благоприятные условия для экспорта продукции российского топливно-энергетического комплекса | |
| ||
Развитие взаимовыгодного обмена энергетическими активами и иных форм международного сотрудничества со странами - потребителями российских энергоресурсов. | Разработка и реализация скоординированных с другими внешнеэкономическими направлениями программ действий по усилению позиций России в региональном энергетическом сотрудничестве (страны Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближний Восток, Африка, Центральная и Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Китай). | Создание глобальных производственно-технологических цепочек в поставках энергоресурсов с участием российских компаний и компаний стран - потребителей российских энергоресурсов. |
Проведение гибкой политики взаимодействия с транснациональными корпорациями, активное взаимодействие российских компаний с новыми национальными корпорациями и другими игроками на международном рынке (сервисными, финансовыми компаниями). | Стабильное присутствие одной российской компании энергетического сектора в первой тройке ведущих мировых энергетических компаний и в первой пятерке мировых компаний в целом и двух российских компаний в первой десятке обоих рейтингов | |
Информационная, политическая и экономическая поддержка деятельности российских энергетических компаний за рубежом | Информационная, политическая и экономическая поддержка деятельности российских энергетических компаний за рубежом | Информационная, политическая и экономическая поддержка деятельности российских энергетических компаний за рубежом |
| ||
Создание благоприятных, стабильных, прозрачных и взаимовыгодных условий для привлечения иностранных инвестиций и компетентных иностранных партнеров в режиме международной кооперации | Стимулирование роста конкурентоспособности российских компаний в указанной сфере реализации сложных энергетических проектов | |
Доведение доли прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в топливно-энергетическом комплексе до уровня не менее 5 процентов | Доведение доли прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в топливно-энергетическом комплексе до уровня не менее 8 процентов | Доведение доли прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в топливно-энергетическом комплексе до уровня не менее 12 процентов |
Достижение рациональных объемов добычи и воспроизводства запасов нефти и газа на континентальном шельфе и в других особо сложных условиях | Масштабное участие российских компаний в реализации зарубежных проектов |
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Собрание законодательства
Российской Федерации,
N 48, 30.11.2009, ст.5836