Стратегической целью внешней энергетической политики является максимально эффективное использование энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды для национальной экономики.
Глобальный характер энергетических проблем, их усиливающаяся политизация, а также объективная значимость российского топливно-энергетического комплекса в мировой энергетике предопределяют важную роль внешней энергетической политики страны. Россия уже сегодня занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в международном сотрудничестве в области производства и поставок на рынки топливно-энергетических ресурсов. Интересы России состоят в обеспечении дальнейшего повышения эффективности производства и экспорта всех основных видов энергоресурсов и продуктов их переработки, а также технологий, в которых российские энергетические и промышленные компании имеют конкурентные преимущества.
Стабильные отношения с традиционными потребителями российских энергоресурсов и формирование столь же устойчивых отношений на новых энергетических рынках являются важнейшими направлениями энергетической политики страны в сфере обеспечения глобальной энергетической безопасности в соответствии с национальными интересами страны. Политика России в указанной сфере осуществляется в соответствии с принятыми в 2006 году на Санкт-Петербургском саммите "Группы восьми" решениями и рекомендациями и является открытой, построенной на принципах предсказуемости, ответственности, взаимного доверия и учета интересов производителей и потребителей.
Ход реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в указанной сфере характеризуется следующим.
Растет экспорт всех видов российских топливно-энергетических ресурсов, развивается экспорт нефтепродуктов, замещающий экспорт сырой нефти.
Реализованы такие масштабные проекты по строительству экспортной энергетической инфраструктуры для повышения надежности поставок и транзита российских энергоресурсов в Европу, как:
газопровод "Голубой поток" (16 млрд.куб.м газа в год, 2005 год);
первая очередь Балтийской трубопроводной системы (65 млн.тонн нефти в год, 2006 год);
газопровод Ямал - Европа (33 млрд.куб.м газа в год, 2007 год);
первая очередь нефтепродуктопровода "Север" (8,4 млн.тонн нефтепродуктов в год, 2008 год).
С целью диверсификации направлений экспортных поставок российских энергоресурсов начата реализация таких новых инфраструктурных проектов, как:
газопровод "Северный поток" (55 млрд.куб. м газа в год);
нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (80 млн.тонн нефти в год).
Подписаны соглашения о строительстве газопровода "Южный поток" (30 млрд.куб.м газа в год), Прикаспийского газопровода (20 млрд.куб.м газа в год), нефтепровода Бургас - Александруполис (35 млн.тонн нефти в год).
Приняты решения о строительстве второй очереди Балтийской трубопроводной системы (50 млн.тонн нефти в год), расширении мощностей Каспийского трубопроводного консорциума.
Развивается практика обмена энергетическими активами и взаимного долевого участия российских и зарубежных компаний во всей экономической цепочке - от геологоразведки и добычи до доставки энергоресурсов конечному потребителю. Завершается переход на рыночные отношения в сфере поставок газа в страны ближнего зарубежья.
Ведется активный энергетический диалог с крупнейшими странами - потребителями и производителями энергоресурсов, а также с крупными региональными объединениями стран (Европейский союз, Евразийское экономическое сообщество и др.) и международными организациями (Шанхайская организация сотрудничества, Организация стран - экспортеров нефти, Форум стран - экспортеров газа, Международное энергетическое агентство и др.).
Современные тенденции в этой сфере связаны с высокой волатильностью мировых цен на основные топливно-энергетические ресурсы и ужесточением конкуренции на традиционных рынках сбыта российских энергоресурсов.
К числу основных проблем в указанной сфере относятся:
сокращение спроса и снижение цен на энергоносители вследствие мирового экономического кризиса;
слабая диверсифицированность рынков сбыта российских энергоресурсов и товарной структуры экспорта;
сохранение зависимости российского экспорта от стран-транзитеров;
политизация энергетических отношений России с зарубежными странами;
низкий уровень присутствия российских энергетических компаний на зарубежных рынках.
Для достижения стратегической цели внешней энергетической политики необходимо решение следующих задач:
отражение национальных интересов России в формируемой системе функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное развитие;
диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;
обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая гарантированность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта энергоресурсов;