Об утверждении Программы действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года
Таблица 16
Продукт "Транссиб за 7 суток": SWOT-анализ
Внутренние
Положительные
Отрицательные
- Выгодное географическое положение
- Повышение рисков надежности морского маршрута
- Более высокий уровень безопасности перевозок
- Оптимальный маршрут перевозки дорогостоящих, чувствительных к срокам доставки грузов
- Проследование по территории одного государства-транзитера с минимальным пересечением таможенно-пограничных пунктов пропуска
- Проведение опытных поездок со скоростью свыше 1350 км/ч свидетельствует о том, что создание продукта "Транссиб за 7 суток" технически осуществимо
- Применение единой международной транспортной накладной ЦИМ/СМГС
- Экономия от ускорения оборачиваемости активов грузовладельцев за счет сокращения сроков доставки
- Развитие Транссибирского маршрута предусмотрено Стратегией-2030
- Ускоренно внедряется технология контейнерных блок-поездов, следующих по жесткому графику, с обеспечением высокой сохранности грузов
- Создан технический и технологический задел развития железнодорожных контейнерных перевозок
- Осуществляются организационно-технологические мероприятия по оптимизации продолжительности и количества стоянок, сокращению времени движения контейнерного поезда
- Повышение маршрутной скорости до 1100 км/сут возможно без дополнительных инвестиционных вложений только за счет совершенствования организации и технологии перевозок
- Высокая по сравнению с морским путем стоимость перевозки
- Несовершенство таможенного законодательства и механизма контроля в пунктах пропуска, их слабая техническая оснащенность
- Длительные сроки оформления документации
- Общий низкий уровень обслуживания грузов
- Отсутствие четкого графика движения поездов
- Нехватка подвижного состава, фитинговых платформ и крупнотоннажных контейнеров
- Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей транзитные перевозки контейнерных грузов
- Недостаточно гибкое тарифное регулирование и нестабильная в среднесрочном периоде тарифная политика
- Незначительная доля ОАО "РЖД" в сквозном тарифе - 25%
- Отсутствие единого логистического провайдера на всей транспортной цепи
- Гибкость рыночного позиционирования конкурентов с учетом изменений конъюнктуры рынка
Strengths (сильные стороны)
Weaknesses (слабые стороны)
Внешние
Положительные
Отрицательные
- Возможность продления железнодорожных линий колеи 1520 мм на территорию западноевропейских стран
- Повышение контейнеризации перевозок контейнеро-пригодных грузов
- Разработка и принятие закона "О транзитных перевозках через территорию Российской Федерации"
- Утверждение Правил перевозок в составе контейнерных поездов
- Стабильность тарифной политики в течение 2-3 лет
- Внедрение единого электронного документооборота и электронной цифровой подписи, а также автоматизированной системы предварительного информирования таможенных органов и декларирования грузов
- Замена сопровождения и охраны грузов страхованием грузов
- Комплексное снижение нежелезнодорожной составляющей сквозного тарифа от двери до двери (сбора за оформление документа о Международном таможенном транзите, стивидорных сборов в портах и др.)
- Строительство новых контейнерных терминалов в портах, способных принимать полносоставные контейнерные поезда и обеспечивать быструю и эффективную обработку поездов, включая быстрый перегруз контейнеров с одного поезда на другой
- Отмена инфраструктурных ограничений скорости движения до возможностей подвижного состава
- Расширение возможностей интеграции в систему глобальных международных транспортных коридоров и обеспечение сбалансированного развития отдельных звеньев цепи международной перевозки
- Развитие трансконтинентальных маршрутов в обход Транссиба
- Глобализация, концентрация и укрупнение перевозочного бизнеса морских операторов
- Создание стратегических альянсов без участия ОАО "РЖД"
- Развитие глобальных портовых центров на альтернативных сухопутному пути маршрутах перевозок
- Рост рыночного предложения со стороны конкурентов
- Недостижение согласованных позиций между участниками транспортного процесса при установлении сквозной ставки
- Недостаточный уровень спроса вследствие долговременного экономического спада