Действующий

Об утверждении Программы действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года

Таблица 16  

     
Продукт "Транссиб за 7 суток": SWOT-анализ

Внутренние

Положительные

Отрицательные

- Выгодное географическое положение

- Повышение рисков надежности морского маршрута

- Более высокий уровень безопасности перевозок

- Оптимальный маршрут перевозки дорогостоящих, чувствительных к срокам доставки грузов

- Проследование по территории одного государства-транзитера с минимальным пересечением таможенно-пограничных пунктов пропуска

- Проведение опытных поездок со скоростью свыше 1350 км/ч свидетельствует о том, что создание продукта "Транссиб за 7 суток" технически осуществимо

- Применение единой международной транспортной накладной ЦИМ/СМГС

- Экономия от ускорения оборачиваемости активов грузовладельцев за счет сокращения сроков доставки

- Развитие Транссибирского маршрута предусмотрено Стратегией-2030

- Ускоренно внедряется технология контейнерных блок-поездов, следующих по жесткому графику, с обеспечением высокой сохранности грузов

- Создан технический и технологический задел развития железнодорожных контейнерных перевозок

- Осуществляются организационно-технологические мероприятия по оптимизации продолжительности и количества стоянок, сокращению времени движения контейнерного поезда

- Повышение маршрутной скорости до 1100 км/сут возможно без дополнительных инвестиционных вложений только за счет совершенствования организации и технологии перевозок

- Высокая по сравнению с морским путем стоимость перевозки

- Несовершенство таможенного законодательства и механизма контроля в пунктах пропуска, их слабая техническая оснащенность

- Длительные сроки оформления документации

- Общий низкий уровень обслуживания грузов

- Отсутствие четкого графика движения поездов

- Нехватка подвижного состава, фитинговых платформ и крупнотоннажных контейнеров

- Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей транзитные перевозки контейнерных грузов

- Недостаточно гибкое тарифное регулирование и нестабильная в среднесрочном периоде тарифная политика

- Незначительная доля ОАО "РЖД" в сквозном тарифе - 25%

- Отсутствие единого логистического провайдера на всей транспортной цепи

- Гибкость рыночного позиционирования конкурентов с учетом изменений конъюнктуры рынка

Strengths (сильные стороны)

Weaknesses (слабые стороны)

     

Внешние

Положительные

Отрицательные

- Возможность продления железнодорожных линий колеи 1520 мм на территорию западноевропейских стран

- Повышение контейнеризации перевозок контейнеро-пригодных грузов

- Совершенствование и приведение законов "О морских портах" и "Устав железнодорожного транспорта" к технологии работы железнодорожного транспорта

- Разработка и принятие закона "О транзитных перевозках через территорию Российской Федерации"

- Утверждение Правил перевозок в составе контейнерных поездов

- Стабильность тарифной политики в течение 2-3 лет

- Внедрение единого электронного документооборота и электронной цифровой подписи, а также автоматизированной системы предварительного информирования таможенных органов и декларирования грузов

- Замена сопровождения и охраны грузов страхованием грузов

- Комплексное снижение нежелезнодорожной составляющей сквозного тарифа от двери до двери (сбора за оформление документа о Международном таможенном транзите, стивидорных сборов в портах и др.)

- Строительство новых контейнерных терминалов в портах, способных принимать полносоставные контейнерные поезда и обеспечивать быструю и эффективную обработку поездов, включая быстрый перегруз контейнеров с одного поезда на другой

- Отмена инфраструктурных ограничений скорости движения до возможностей подвижного состава

- Расширение возможностей интеграции в систему глобальных международных транспортных коридоров и обеспечение сбалансированного развития отдельных звеньев цепи международной перевозки

- Развитие трансконтинентальных маршрутов в обход Транссиба

- Глобализация, концентрация и укрупнение перевозочного бизнеса морских операторов

- Создание стратегических альянсов без участия ОАО "РЖД"

- Развитие глобальных портовых центров на альтернативных сухопутному пути маршрутах перевозок

- Рост рыночного предложения со стороны конкурентов

- Недостижение согласованных позиций между участниками транспортного процесса при установлении сквозной ставки

- Недостаточный уровень спроса вследствие долговременного экономического спада

- Недостаточная обеспеченность потребных инвестиций финансовыми ресурсами

- Дефицит пропускной способности инфраструктуры Транссибирской магистрали вследствие увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок

- Риск невозврата инвестиций

- Риск недостижения целевых характеристик продукта "Транссиб за 7 суток"

Opportunities (возможности)

Threats (угрозы)