Анализ существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей контейнерные перевозки, позволил выявить ряд вопросов, требующих скорейшего решения:
1. В связи с увеличением доли приватного парка в общем количестве подвижного состава и развитием железнодорожного сервиса, необходимо законодательное определение статуса оператора подвижного состава.
Статьей 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ" дано законодательное определение "оператор железнодорожного подвижного состава", а также установлено, что "основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиком определяются Правительством Российской Федерации".
Однако до настоящего времени во исполнение вышеуказанной нормы постановление Правительства Российской Федерации, регламентирующее экономические, правовые и технологические аспекты деятельности операторов подвижного состава и порядок их взаимодействия с перевозчиком, не принято.
В целях определения статуса оператора подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиком необходимо принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиком".
2. Порядок осуществления перевозок в прямом и непрямом смешанном сообщении регулируется Федеральным законом N 261-ФЗ от 08.11.2007 "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) и Федеральным законом N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Положения данных федеральных законов при регулировании отношений в области взаимодействия железнодорожного перевозчика и организаций морского транспорта при осуществлении указанных перевозок предусматривают разные подходы. Нормы Закона о морских портах устанавливают порядок взаимодействия железнодорожного перевозчика и операторов морских терминалов, а нормы Устава определяют принципы взаимодействия железнодорожного перевозчика и портов, ранее выступавших в качестве единого юридического лица.
В связи с принятием Закона о морских портах администрации морских портов отказываются от заключения договоров, предусмотренных Уставом, а также от осуществления функций по планированию и согласованию заявок на перевозку грузов, ссылаясь на то, что осуществляют на территории порта исключительно административно-властные полномочия и что указанные договоры должны заключаться с соответствующими владельцами объектов инфраструктуры морского порта.
Согласно ст.27 Закона о морских портах взаимодействие операторов морских терминалов и перевозчика регулируется узловыми соглашениями (порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морских терминалов и перевозчика). Вместе с тем, в соответствии со статьей 799 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключение узловых соглашений между организациями различных видов транспорта при организации работ по обеспечению перевозок грузов не носит публичного характера. В связи с чем ОАО "РЖД" как перевозчик не вправе требовать заключения узловых соглашений с операторами морских терминалов, а последние, в свою очередь, отказываются от их заключения.
Порядок взаимодействия железнодорожного перевозчика с владельцем железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузоотправителей, грузополучателей на территории морских портов, регулируется посредством заключения договоров, предусмотренных Уставом, которые в большей степени носят технологический характер (договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на подачу и уборку вагонов).
В связи с этим в целях повышения качества взаимодействия операторов морских терминалов с перевозчиком и экспедиторскими организациями на законодательном уровне необходимо разграничить предмет регулирования узловых соглашений и договоров, заключаемых в рамках транспортного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, представляется необходимым в Закон о морских портах внести дополнения, предусматривающие необходимость закрепления:
- в узловых соглашениях, заключаемых операторами морского терминала с перевозчиком железнодорожного транспорта, положений, устанавливающих ответственность операторов морского терминала за невыполнение ранее согласованных заявок на перевозку грузов;
- корреспондирующих обязанностей операторов морских терминалов по планированию и согласованию заявок на перевозку грузов.
3. Незначительные объемы транзитных перевозок по территории России обусловлены рядом причин, из которых можно выделить отсутствие единой правовой базы осуществления транзитных перевозок, а также механизма координации действий ведомств, причастных к регулированию перевозок с перевозчиком и операторскими компаниями.
Предлагается два пути решения проблемы: внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее транзитные перевозки, вплоть до разработки и принятия отдельного закона о транзите, или ратификация международных конвенций, определяющих нормативы по транзиту.
Ассоциацией экспедиторов РФ (АЭР) разработан и представлен в Минтранс России проект закона "О транзитных перевозках через территорию Российской Федерации", который должен регулировать правовые отношения в этой области. Основная идея документа - беспрепятственное прохождение транзитных грузов по территории России с минимальным таможенным контролем при въезде и выезде из страны. Проектом регулируются действия государственных органов, экспедиторов, перевозчика, компаний-операторов, портов и пограничных пунктов. В соответствии с проектом закона транзит предлагается освободить от всех видов пошлин и упростить схемы прохождения и контроля транзитных грузов. Принятие этого закона, по мнению АЭР, позволит привести российское транспортное законодательство в соответствие с нормами международной торговли.
В связи с тем, что существующая российская система правового регулирования отношений в области транзитных перевозок грузов базируется на нормах различных отраслей законодательства Российской Федерации и не носит системного характера, а также ввиду отсутствия единой системы государственного регулирования транзитных перевозок грузов идея принятия отдельного нормативного правового акта, регулирующего транзитные перевозки, в целом была поддержана членами Межведомственной рабочей группы.
4. Перевозки грузов в контейнерах в настоящее время регламентированы Уставом, а также Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах.
Оформление перевозочных документов на грузы в контейнерах производится на общих основаниях в соответствии с вышеуказанными Правилами.
Перевозка грузов в крупнотоннажных контейнерах, от одного грузоотправителя, в адрес одного грузополучателя, на одну станцию назначения, оформляется на группу вагонов или маршрут вагонов с контейнерами по одной накладной с приложением описи контейнеров. Такие перевозки осуществляются на основании статьи 8 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) как перевозка грузов на особых условиях, и их порядок оформления определен распоряжением ОАО "РЖД" N 1156р от 26 июля 2005 года "О введении временного Порядка оформления перевозки грузов, перевозимых в крупнотоннажных контейнерах маршрутными или групповыми отправками по одной накладной".
Временный порядок действует до внесения дополнений в правила перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Следует отметить, что действующее законодательство Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, а также международные соглашения, регулирующие перевозки грузов железнодорожным транспортом, не закрепляют понятия "контейнерный поезд", условий его формирования, а также приема к перевозке, оформления перевозочных документов и выдачи грузов, перевозимых контейнерными поездами.
В настоящее время, согласно статье 8 Устава, перевозки грузов в составе контейнерных поездов осуществляются на основании договоров на перевозку грузов на особых условиях, заключаемых в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов на особых условиях, утвержденными приказом МПС России N 41 от 18 июня 2003 года.
В целях совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей контейнерные перевозки, необходимы:
- внесение изменений в статью 13 Устава, в части уточнения редакции данной статьи и распространения ее требований на иные сформированные поезда, отвечающие указанным требованиям, в том числе контейнерные поезда, а также закрепления возможности формирования таких поездов на железнодорожных путях общего пользования на основании договора с перевозчиком (владельцем инфраструктуры);
- утверждение Минтрансом России Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом в универсальных крупнотоннажных и (или) специализированных контейнерах, совпадающих по параметрам с универсальными контейнерами, а также порожних крупнотоннажных универсальных и (или) специализированных контейнеров в составе контейнерных поездов (далее - Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом в составе контейнерного поезда);
- внесение изменений и дополнений в международные соглашения (СМГС) в части закрепления понятия "контейнерный поезд" и условий его формирования.