В Российской Федерации в 2008 году произошло 2155 чрезвычайных ситуаций, в том числе техногенного характера - 1966, природного характера - 152 и биолого-социального характера - 36, а также совершен 1 крупный террористический акт.
В результате указанных чрезвычайных ситуаций и террористических актов погиб 4491 человек и пострадало 3756 человек.
К наиболее тяжелым социально-экономическим последствиям приводили чрезвычайные ситуации, связанные с авариями на транспорте, пожарами на объектах социально-бытового и культурного назначения, авиационными катастрофами, обрушениями зданий, авариями на коммунальных системах жизнеобеспечения, крупными природными пожарами.
По сравнению с 2007 годом количество чрезвычайных ситуаций снизилось на 13,4%. При этом количество погибших уменьшилось на 12,8%.
Сохранилась тенденция к снижению общего количества пожаров на территории Российской Федерации. По сравнению с 2007 годом общее количество пожаров снизилось на 5,3%, а количество погибших людей уменьшилось на 5,4%.
Количество происшествий на водных объектах по сравнению с 2007 годом снизилось на 14,8% и составило 8483, количество погибших при этом снизилось на 17,5% и составило 6555 человек.
В 2008 году отмечено снижение основных показателей аварийности на автотранспорте. По сравнению с 2007 годом количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 6,6% , количество погибших - на 10,1%, раненых - на 7,3%.
В ходе проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров в 2008 году спасено более 110 тысяч человек, из них свыше 13 тысяч человек при дорожно-транспортных происшествиях.
Резервы финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации увеличились по сравнению с 2007 годом на 31% и составили 18,9 млрд.рублей. Объемы материальных ресурсов увеличились на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и составили 6,3 млрд.руб.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий было выделено более 8 млрд.рублей.
В области защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности прошло обучение и подготовлено свыше 39 млн. человек с использованием различных форм обучения, в том числе около 40 тысяч должностных лиц и работников Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Институте развития МЧС России, в том числе 30 председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации.
В 2008 году около 15 млн. учащихся прослушало курсы "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности".
В результате скоординированных и оперативных действий сил РСЧС предотвращена гуманитарная катастрофа в Республике Южная Осетия и обеспечено возвращение пострадавшего населения в места постоянного проживания. В регион доставлено свыше 18,5 тыс.тонн грузов, в том числе медикаменты, продукты питания, одежда и строительные материалы. Пиротехническими подразделениями МЧС России обнаружено и обезврежено более 2700 взрывоопасных предметов.
Вместе с тем, имеются недостатки в области инженерной защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечении готовности органов управления, сил и средств РСЧС, организации оповещения населения, а также готовности населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
По итогам 2008 года признана недостаточно эффективной работа комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Карелия, Республики Бурятия, Ивановской, Курганской и Сахалинской областей.
В лучшую сторону отмечается деятельность комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан, Камчатского края, Рязанской, Ленинградской, Тюменской и Вологодской областей, г.г.Москвы и Санкт-Петербурга.
Наиболее успешно функционировала территориальная подсистема РСЧС Астраханской области. Среди функциональных подсистем РСЧС в лучшую сторону отмечена деятельность Всероссийской службы медицины катастроф.
В 2008 году федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями осуществлен комплекс мероприятий по следующим направлениям:
по совершенствованию государственного регулирования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
продолжалось развитие нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, принято более двадцати федеральных законов, два Указа Президента Российской Федерации, около ста постановлений Правительства Российской Федерации, а также более тридцати приказов МЧС России, в том числе:
организована работа по принятию органами местного самоуправления муниципальных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
по совершенствованию мероприятий, средств и способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
осуществлены в полном объеме мероприятия, предусмотренные федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", в том числе организованы работы по развитию и совершенствованию систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, сейсмонаблюдений и предупреждения о цунами;