О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

6.8. Состояние страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера


Многолетний опыт показывает, что эффективным механизмом компенсации ущерба от ЧС, снижения нагрузки на бюджеты всех уровней, а также экономического принуждения хозяйствующих субъектов к снижению риска ЧС, замене изношенных производственных фондов является система страховой защиты населения от ЧС.

Страховую защиту населения и территорий осуществляют страховые организации.

По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), в едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30.09.2008 зарегистрировано 814 страховых организаций.

Страховые компании на основании действующих лицензий в рамках страховых случаев, наступающих от ЧС природного и техногенного характера, обладают правом на более 100 видов страхования, в т.ч.:

- обязательное страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей среде;

- страхование расходов по локализации и ликвидации последствий аварий и ЧС на опасных производственных объектах;

- страхование гражданской ответственности перевозчика перед третьими лицами при транспортировании радиоактивных веществ, ядерных материалов, изделий на их основе и их отходов;

- страхование гражданской ответственности организаций - объектов атомной энергетики;

- страхование имущества, в том числе арендованного (здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства и культурного наследия, оборудование, техника и пр.);

- страхование гражданской ответственности владельцев гидротехнических сооружений;

- экологическое страхование;

- страхование гражданской ответственности при строительстве объектов жилья;

- страхование от несчастных случаев работников предприятий.

Все перечисленные выше виды страхования при наступлении страхового случая предусматривают не только денежную компенсацию потерпевшим, но и оплату проводимых страхователем согласованных со страховщиком работ по локализации и ликвидации последствий от страхового события. В итоге предприятиям может быть оказана существенная финансовая поддержка при ликвидации ЧС.

Главными целями внедрения страховой защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера являются:

- предупреждение и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера за счет повышения эффективности защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, обеспечения компенсации убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате природных явлений, техногенных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- снижение затрат бюджетов всех уровней на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

- компенсация ущерба пострадавшему населению и территориям в объемах, адекватных масштабам чрезвычайных ситуаций.

Одним из направлений страховой защиты населения и территорий является страхование гражданской ответственности за причинение вреда физическим и юридическим лицам.

В настоящее время возмещение вреда базируется на положениях следующих федеральных нормативно-правовых актов:

Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ;

Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" устанавливает, что владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 306-ФЗ были уточнены страховые суммы, в пределах которых страховщик при наступлении страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред. Эти новые страховые суммы начали выплачиваться с 1 марта 2008 года.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения".

Данные по видам страхования за 2008 год приведены в табл.6.10 (по данным ФССН).