О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

8.1. Деятельность функциональных подсистем РСЧС


Функциональные подсистемы федеральных органов исполнительной власти созданы для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

Для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в 2008 году федеральными органами исполнительной власти была организована деятельность 44 функциональных подсистем РСЧС.

Эффективно действовали функциональные подсистемы РСЧС при пропуске весеннего половодья и тушении лесных пожаров.

В 2008 году возросли возможности и готовность органов управления и сил функциональных подсистем РСЧС по выполнению возложенных и внезапно возникающих задач по предупреждению ЧС, а также выполнению всего комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ с использованием новых эффективных технологий.

Значительный объем работ, связанный с предотвращением гуманитарной катастрофы, был выполнен функциональными подсистемами РСЧС на территории Южной Осетии, пострадавшей в результате грузинской агрессии.

По итогам 2008 года, более качественно была организована деятельность функциональных подсистем, созданных МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минтрансом России, Минэнерго России, Росрезервом.

Прогнозирование ЧС природного и техногенного характера является одним из важных направлений в комплексе мероприятий по предупреждению ЧС. Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера (СМП ЧС) является одной из 4 функциональных подсистем МЧС России и функционирует на трех уровнях (федеральном, региональном и территориальном). На федеральном уровне координацию деятельности СМП ЧС осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Центр "Антистихия") МЧС России. Он представляет оперативные предупреждения и прогнозы по возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера.

Учитывая неблагоприятную экологическую обстановку на современном этапе, актуальной является деятельность функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах (далее - ППОО) МЧС России. В 2008 году в рамках ведения "Реестра ППОО во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации" (Реестр), проведены работы по поиску, обследованию и мониторингу ППОО в Балтийском, Черном морях и Ладожском озере.

В Балтийском море (Финский залив) обследовано 14 ППОО, внесенных в Реестр. Часть объектов идентифицирована. Исследование отобранных проб воды и грунта не выявило наличия боевых отравляющих веществ или продуктов их трансформации. В г.Приморске и в районах затопления судов "Гангут" и "Сибирь" выявлено умеренное загрязнение воды нефтяными углеводородами. В Черном море обследованы акватории в районах: мыса Мысхако (идентифицирован военный буксир времен ВОВ "Симеиз"), п.Хоста (обнаружена платформа плавкрана), мыса Толстый (обнаружено затонувшее судно "Сакко и Ванцетти"), п.Горловинка (обнаружено неизвестное судно длиной 70 м), п.Бетта (обнаружено неизвестные судно и понтон), мыса Панагия и п.Сукко (обнаружен ряд неидентифицированных объектов). Кроме того, обследованы затонувшие теплоход "Адмирал Нахимов" и линкор "Свободная Россия". Экологическое состояние воды и донных отложений в обследуемых районах удовлетворительное. Химических отравляющих и взрывчатых веществ не обнаружено.

В Ладожском озере впервые обследовано 5 районов предполагаемого захоронения химического оружия и радиоактивных веществ, а также начаты работы в районе "Дороги жизни". В обследованных районах обнаружено три затонувших техногенных объекта. Выявлено 10 районов с уровнями загрязнения химическими и радиоактивными веществами донных отложений и воды, значительно превышающими фоновые значения. Лабораторные исследования химического загрязнения донных отложений подтвердили, что источником этого загрязнения являются обнаруженные затопленные объекты.

В прибрежной акватории островов Коневец и Хейнясенмаа выявлены локальные источники радиоактивного загрязнения, являющиеся последствиями ранее проводимых в этих районах исследовательских работ. Анализ показал, что отмеченные концентрации радионуклидов в настоящее время реальной опасности для окружающей среды не представляют.

Вновь выявленные объекты и результаты обследований в Балтийском, Черном морях и Ладожском озере будут внесены в Реестр.

Кроме того, издан приказ МЧС России от 31.10.2008 N 657 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по осуществлению ведения в установленном порядке реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта)" (зарегистрирован в Минюсте России от 19.01.2009 N 13099).

Для реализации транзитного потенциала, а также обеспечения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в Минтрансе России создано пять функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС):

транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;

организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;

организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта;

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.

В сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

в Ространснадзоре - действует дежурно-диспетчерская служба, осуществляющая функции поддержания постоянной готовности дежурной смены к приему информации о возникновении чрезвычайных (кризисных) ситуаций и происшествий в транспортном комплексе круглосуточно, оценке такой информации и проведении комплекса мероприятий по адекватному реагированию. В состав федеральной службы входит 118 территориальных органов;

в Росаэронавигации - создана единая система авиационно-космического поиска и спасания, объединяющая силы и средства государственной, экспериментальной и гражданской авиации. С 2007 года поиск и спасание в Российской Федерации организуются и проводятся в соответствии с "Административным регламентом Федеральной аэронавигационной службы по оказанию государственных услуг по авиационно-космическому поиску и спасанию в Российской Федерации", утвержденным приказом Росаэронавигации от 14.12.2006 N 98. К дежурству в системе авиационно-космического поиска и спасания ежедневно привлекаются около 120-130 воздушных судов, в том числе 30 самолетов и 90-100 вертолетов (из них 67 судов гражданской авиации), что позволяет прикрыть территорию Российской Федерации поисково-спасательными самолетами и вертолетами на 70% днем и на 40% ночью. Оперативным органом единой системы авиационно-космического поиска и спасания на федеральном уровне является Главный авиационный координационный центр поиска и спасания ФГУ "Служба ЕС АКПС".

В 2008 году проведено 40 поисково-спасательных работ (ПСР), в результате которых было спасено 121 пассажир и 60 членов экипажа, погибло - 117 человек (пассажиров - 92, членов экипажа - 25), пропало без вести - 3 человека (пассажиров - 1, членов экипажа - 2). При оказании помощи населению (по 3 вызовам) было спасено и эвакуировано в безопасные районы 358 человек. Поисково-спасательное обеспечение полетов осуществляет 122 дежурных воздушных судна гражданской и государственной авиации. Основу поисково-спасательных сил и средств составляет 39 региональных поисково-спасательных баз, насчитывающих 819 профессиональных авиационных спасателей, осуществляющих круглосуточное дежурство в готовности к вылету (выходу) летом - 30 минут, зимой - 45 минут;

в Росавиации вопросы безопасности функционирования отрасли разделены между Ространснадзором и Росаэронавигацией;

в Росавтодоре Ситуационный центр оперативного управления транспортно-эксплутационным состоянием автомобильных дорог в чрезвычайных и кризисных ситуациях Федерального дорожного агентства координирует деятельность 37 органов управления дорожным хозяйством, подведомственных Росавтодору по вопросам безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в Росжелдоре действует Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", численность - около 60 тыс. человек, 322 пожарных поезда и 348 восстановительных поездов ОАО "РЖД".

В Росморречфлоте в режиме повседневной деятельности функции оперативного штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций, как постоянно действующего органа управления в системе РСЧС, возложены на Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ) ФГУ "Госморспасслужба России".

Для выполнения государственной задачи по оказанию помощи людям и судам, терпящим бедствие на море, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на морских бассейнах ФГУ "Госморспасслужба России" организовано несение аварийно-спасательной готовности (АСГ) в поисково-спасательных районах Российской Федерации. Установлены три вида готовности: постоянная, 30-минутная и 2-часовая. Несение АСГ организуется в соответствии с годовым и квартальными планами-графиками, утверждаемыми руководством Росморречфлота. Для поддержания установленной готовности не менее 1 раза в месяц проводятся комплексные учения аварийно-спасательных формирований. Общая численность персонала морских аварийно-спасательных формирований составляет 1171 человек (укомплектованность - 95% от штатной).