Динамика создания локальных систем оповещения
Наименование федерального | Создано ЛСО | Динамика | ||||
округа | 2007 год | 2008 год | ||||
ЦФО | 48,7% | 68% | +19,3% | |||
ЮФО | 56,3% | 49,5% | -6,8% | |||
СЗФО | 35,8% | 42,6% | +6,8% | |||
ПФО | 28,4% | 34% | +5,6% | |||
УФО | 21,4% | 21,6% | +0,2% | |||
СФО | 12,6% | 18,2% | +5,6% | |||
ДФО | 35,2% | 41% | +5,8% | |||
г.Москва | 18,9% | 18,9% | 0 | |||
Итого за РФ | 33,9% | 39,3% | +5,4% |
Особенно неблагоприятная обстановка складывается во Владимирской, Тверской, Вологодской, Нижегородской, Кировской, Саратовской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Омской, Томской, Иркутской и Магаданской областях, Республике Калмыкия, Республике Татарстан, Чувашской Республике, Республике Саха (Якутия), Пермском, Ставропольском, Забайкальском и Приморском краях, где в районах размещения гидротехнических сооружений работы по созданию локальных систем оповещения не ведутся или ведутся низкими темпами, руководители органов местного самоуправления оповещение сельского населения должным образом (электросиренами, средствами проводного, радио- и телевещания) не организовали.
В перечисленных и некоторых других субъектах Российской Федерации для оповещения населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, используются в основном местные системы оповещения, посыльные и средства громкоговорящей связи на подвижных объектах, что не позволяет в полной мере обеспечить оперативное и надежное доведение сигналов и информации оповещения до населения.
В целях развития и совершенствования систем оповещения населения Российской Федерации, повышения готовности этих систем в 2008 году проведены следующие мероприятия:
центральным аппаратом МЧС России в ходе плановых инспекторских проверок осуществлялся постоянный контроль создания локальных систем оповещения федеральными органами исполнительной власти (Росводоресурсами), территориальными подсистемами РСЧС и территориальными органами МЧС России (Ивановской, Вологодской, Волгоградской, Сахалинской и Рязанской областей, Республики Татарстан, Республики Бурятия и Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского и Краснодарского краев);
территориальными органами МЧС России осуществлялся контроль в ходе плановых и неплановых проверок потенциально опасных объектов; проверено 1516 (50,2%) потенциально опасных объектов;
обеспечивалось участие территориальных органов МЧС России в заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации с заслушиванием руководителей потенциально опасных объектов о ходе выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года N 1544-р;
разрабатывались новые средства и комплексы оповещения, в том числе КПАСО "Марс-Арсенал", КПТС АСО ОСОДУ, "Грифон" и др. (проведение государственных испытаний планируется в 2009 году);
осуществлен комплекс мер по введению в эксплуатацию пилотной зоны автоматизированной системы оповещения населения по радиоканалам в Республике Тыва на базе КТСО-Р. Использование КТСО-Р позволило решить вопросы оповещения населения в сельской местности, районах бесхозных объектов и местах неорганизованного отдыха.
В рамках создания второй очереди Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) в минувшем году в 28 городах Российской Федерации (Москве, Воронеже, Ярославле, Ногинске, Красногорске, Туле, Санкт-Петербурге, Мурманске, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Астрахани, Волгограде, Сочи, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Уфе, Тюмени, Челябинске, Ижевске, Красноярске, Омске, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, Камчатском крае) завершилось создание сегмента ОКСИОН в составе 25 информационных центров, 75 пунктов уличного информирования и оповещения населения, 342 терминальных комплексов в составе пунктов информирования и оповещения населения в местах с массовым пребыванием людей в количестве 1607 плазменных панелей и 694 устройств типа "бегущая строка".
За 2008 год на терминальные комплексы ОКСИОН выводилась оперативная информация о прогнозируемых ЧС более 400 раз.
Федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" предусмотрено создание и развертывание региональных подсистем ОКСИОН за счет финансовых средств субъектов Российской Федерации.
Наиболее активно в этом направлении организована работа в Курской, Астраханской, Кемеровской областях и Ненецком автономном округе.
В 2009 году предусматривается завершить работу в Приморском крае и Сахалинской области по созданию системы оповещения населения цунамиопасных населенных пунктов Приморского края и Сахалинской области, в том числе с использованием возможностей ОКСИОН (комплекса типа "бегущая строка"), за счет финансовых средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Проблеме обучения населения действиям по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих при реагировании на информацию, полученную по системе ОКСИОН, предполагается уделить повышенное внимание во всех структурах РСЧС.
В 2009 году в целях дальнейшего совершенствования и развития систем оповещения предусматривается:
провести реконструкцию федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения на базе комплекса технических средств оповещения органов управления по теле- и радиоканалам (КТС-ТРВ), в том числе оснастить пункты управления МЧС России, региональных центров МЧС России и федеральных органов исполнительной власти;
создать межрегиональную автоматизированную систему централизованного оповещения Приволжского регионального центра на базе комплекса оповещения П-166;
осуществить комплекс мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих региональных систем оповещения населения, в том числе программно-целевыми методами;
в создаваемые резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотреть включение соответствующих запасов мобильных средств оповещения;
осуществить меры усиления контроля выполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года N 1544-р о завершении до 2010 года работ по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения.