О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

Таблица 6.5

     

Динамика создания локальных систем оповещения

Наименование федерального

Создано ЛСО

Динамика
 изменения

 округа

2007 год

2008 год

ЦФО

48,7%

68%

+19,3%

ЮФО

56,3%

49,5%

-6,8%

СЗФО

35,8%

42,6%

+6,8%

ПФО

28,4%

34%

+5,6%

УФО

21,4%

21,6%

+0,2%

СФО

12,6%

18,2%

+5,6%

ДФО

35,2%

41%

+5,8%

г.Москва

18,9%

18,9%

0

Итого за РФ

33,9%

39,3%

+5,4%


Особенно неблагоприятная обстановка складывается во Владимирской, Тверской, Вологодской, Нижегородской, Кировской, Саратовской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Омской, Томской, Иркутской и Магаданской областях, Республике Калмыкия, Республике Татарстан, Чувашской Республике, Республике Саха (Якутия), Пермском, Ставропольском, Забайкальском и Приморском краях, где в районах размещения гидротехнических сооружений работы по созданию локальных систем оповещения не ведутся или ведутся низкими темпами, руководители органов местного самоуправления оповещение сельского населения должным образом (электросиренами, средствами проводного, радио- и телевещания) не организовали.

В перечисленных и некоторых других субъектах Российской Федерации для оповещения населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, используются в основном местные системы оповещения, посыльные и средства громкоговорящей связи на подвижных объектах, что не позволяет в полной мере обеспечить оперативное и надежное доведение сигналов и информации оповещения до населения.

В целях развития и совершенствования систем оповещения населения Российской Федерации, повышения готовности этих систем в 2008 году проведены следующие мероприятия:

центральным аппаратом МЧС России в ходе плановых инспекторских проверок осуществлялся постоянный контроль создания локальных систем оповещения федеральными органами исполнительной власти (Росводоресурсами), территориальными подсистемами РСЧС и территориальными органами МЧС России (Ивановской, Вологодской, Волгоградской, Сахалинской и Рязанской областей, Республики Татарстан, Республики Бурятия и Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского и Краснодарского краев);

территориальными органами МЧС России осуществлялся контроль в ходе плановых и неплановых проверок потенциально опасных объектов; проверено 1516 (50,2%) потенциально опасных объектов;

обеспечивалось участие территориальных органов МЧС России в заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации с заслушиванием руководителей потенциально опасных объектов о ходе выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года N 1544-р;

разрабатывались новые средства и комплексы оповещения, в том числе КПАСО "Марс-Арсенал", КПТС АСО ОСОДУ, "Грифон" и др. (проведение государственных испытаний планируется в 2009 году);

осуществлен комплекс мер по введению в эксплуатацию пилотной зоны автоматизированной системы оповещения населения по радиоканалам в Республике Тыва на базе КТСО-Р. Использование КТСО-Р позволило решить вопросы оповещения населения в сельской местности, районах бесхозных объектов и местах неорганизованного отдыха.

В рамках создания второй очереди Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) в минувшем году в 28 городах Российской Федерации (Москве, Воронеже, Ярославле, Ногинске, Красногорске, Туле, Санкт-Петербурге, Мурманске, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Астрахани, Волгограде, Сочи, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Уфе, Тюмени, Челябинске, Ижевске, Красноярске, Омске, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, Камчатском крае) завершилось создание сегмента ОКСИОН в составе 25 информационных центров, 75 пунктов уличного информирования и оповещения населения, 342 терминальных комплексов в составе пунктов информирования и оповещения населения в местах с массовым пребыванием людей в количестве 1607 плазменных панелей и 694 устройств типа "бегущая строка".

За 2008 год на терминальные комплексы ОКСИОН выводилась оперативная информация о прогнозируемых ЧС более 400 раз.

Федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" предусмотрено создание и развертывание региональных подсистем ОКСИОН за счет финансовых средств субъектов Российской Федерации.

Наиболее активно в этом направлении организована работа в Курской, Астраханской, Кемеровской областях и Ненецком автономном округе.

В 2009 году предусматривается завершить работу в Приморском крае и Сахалинской области по созданию системы оповещения населения цунамиопасных населенных пунктов Приморского края и Сахалинской области, в том числе с использованием возможностей ОКСИОН (комплекса типа "бегущая строка"), за счет финансовых средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Проблеме обучения населения действиям по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих при реагировании на информацию, полученную по системе ОКСИОН, предполагается уделить повышенное внимание во всех структурах РСЧС.

В 2009 году в целях дальнейшего совершенствования и развития систем оповещения предусматривается:

провести реконструкцию федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения на базе комплекса технических средств оповещения органов управления по теле- и радиоканалам (КТС-ТРВ), в том числе оснастить пункты управления МЧС России, региональных центров МЧС России и федеральных органов исполнительной власти;

создать межрегиональную автоматизированную систему централизованного оповещения Приволжского регионального центра на базе комплекса оповещения П-166;

осуществить комплекс мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих региональных систем оповещения населения, в том числе программно-целевыми методами;

в создаваемые резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотреть включение соответствующих запасов мобильных средств оповещения;

осуществить меры усиления контроля выполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года N 1544-р о завершении до 2010 года работ по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения.