О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

Мероприятия по инженерной защите населения и территорий


Осуществление комплекса мероприятий по инженерной защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, проводимых в РСЧС, является одним из основных направлений по противодействию их опасным проявлениям. При этом ведущая роль в выполнении защитных мероприятий по-прежнему принадлежит возведению новых и реконструкции существующих инженерно-технических сооружений, предназначенных для защиты населения и территорий от опасностей поражающих факторов, вызываемых производственными авариями и стихийными бедствиями.

Проведение мероприятий по инженерной защите населения и территорий при возникновении ЧС требует экстренного привлечения большого количества людских и материальных ресурсов, а также значительных финансовых затрат. Заблаговременная реализация инженерно-технических мероприятий по защите населения и территорий позволяет значительно сократить эти затраты, а также людские потери и ущерб экономике от ЧС.

Комплекс мероприятий по инженерной защите населения и территорий в отчетном году осуществлялся по следующим основным направлениям:

поддержание в состоянии максимальной готовности к приему укрываемых имеющихся защитных сооружений, предназначенных для использования как в условиях военных конфликтов, так и в целях защиты персонала потенциально опасных объектов от чрезвычайных ситуаций;

возведение новых и своевременная реконструкция имеющихся гидротехнических сооружений в зонах повышенной гидрологической опасности;

осуществление мер по сейсмостойкому строительству в зонах, подверженных разрушительным землетрясениям;

проведение инженерных мероприятий по противодействию опасным геологическим процессам (селевым потокам, обвалам, карстам, сходам снежных лавин);

защита персонала радиационно и химически опасных объектов от поражающих факторов, вызываемых производственными авариями;

инженерное оборудование районов, прилегающих к атомным электростанциям;

осуществление контроля за своевременной и качественной разработкой в строительной документации соответствующих разделов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

Рассматривая меры поддержания в состоянии готовности к приему укрываемых защитных сооружений, следует отметить, что подавляющее большинство укрытий (в пределах 60-80%) требует капитального ремонта с финансовыми затратами не менее 600-800 тыс. рублей каждое. Такими средствами подавляющее большинство субъектов Российской Федерации на сегодня не располагает. Необходимость незамедлительного ремонта защитных сооружений в наибольшей степени актуальна для Республики Калмыкия, Республики Карелия, Республики Тыва, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Астраханской области. Не решенным на сегодня продолжает оставаться также вопрос оборудования защитных сооружений современными фильтровентиляционными установками для обеспечения режима регенерации внутреннего воздуха. В настоящее время ФВУ оборудовано не более 15% укрытий, имеющихся на потенциально опасных объектах.

Для субъектов Российской Федерации, расположенных в зонах повышенной гидрологической опасности, весьма важным направлением деятельности является осуществление комплекса инженерных мероприятий по реконструкции (ремонту) имеющихся гидротехнических сооружений. Из 29 тыс. напорных гидротехнических сооружений около 600 находится в аварийном или предаварийном состоянии, защитные инженерные сооружения более 750 городов нуждаются в реконструкции. Примерно треть водохранилищ (более 9000 объектов), не менее половины накопителей жидких отходов промышленных производств функционирует в пределах 30-40 лет и требует незамедлительного ремонта. Положение дел усугубляется еще и тем, что должностными лицами и органами управления некоторых ГТС слабо ведется работа по подготовке сил и средств к ликвидации ЧС на данных объектах, должным образом не организована разработка требуемых планирующих документов и деклараций безопасности.

Руководство субъектов Российской Федерации, подверженных опасным гидрологическим явлениям, практически ежегодно вынуждено изыскивать дополнительные ресурсы в целях проведения неотложных мер защиты от ежегодных подтоплений в период весенних и дождевых паводков. Значительная по объему работа по защите населения и территорий от опасностей гидрологического характера в отчетном году выполнена в Республике Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республике, Ростовской и Нижегородской областях.

Анализ материалов, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, показывает, что на сегодня медленно решается проблема повышения сейсмостойкого строительства в регионах, подверженных разрушительным землетрясениям. Несмотря на повышение сейсмической активности в районах Северного Кавказа, Дальнего Востока, Алтая, Саян, Прибайкалья, Якутии и острую необходимость проведения безотлагательных мер по наращиванию стойкости различных строений потенциально опасных объектов, жилых зданий и предприятий социальной сферы, заметной активизации деятельности администраций регионов и структур РСЧС различных уровней, отвечающих за безопасность людей, не наблюдается. Функционирующие в настоящее время многие здания жилых комплексов и промышленных предприятий морально устарели и не способны противостоять подземным толчкам прогнозируемой мощности. Более 70% населения сейсмоопасных регионов по-прежнему проживает в зданиях, не отвечающих требованиям норм проектирования инженерно-технических мероприятий.

В общем перечне инженерных мероприятий наиболее слабым звеном по-прежнему продолжает оставаться уровень инженерной защиты населения и территорий, подверженных опасным геологическим процессам. Крайне низкий показатель защищенности людей от селевых потоков, обвалов, карстов, сходов снежных лавин неизменно сохраняется в течение нескольких последних лет (на сегодня он не превышает 5% от потребности). Наибольшую угрозу эти опасные природные явления представляют для ряда районов Республики Дагестан, Республики Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Краснодарского и Ставропольского краев.

Нерешенными остаются многие вопросы инженерной защиты производственного персонала объектов атомной энергетики, химической промышленности и населения, проживающего вблизи потенциально опасных производств. Наиболее типичными недостатками в данной области деятельности являются: морально устаревшее оборудование многих защитных сооружений, невысокий уровень содержания планов действий в чрезвычайных ситуациях, возникающих на потенциально опасных объектах, отсутствие должного контроля хода реализации программных мероприятий по совершенствованию инженерной защиты потенциально опасных объектов.

В 2008 году осуществлен комплекс мероприятий по дальнейшему инженерному оборудованию инфраструктуры некоторых районов, прилегающих к действующим АЭС и другим радиационно опасным объектам. В этих районах продолжались работы по совершенствованию автомобильных дорог с твердым покрытием, обеспечивающих требуемый маневр силами и средствами в интересах противодействия чрезвычайным ситуациям.

Продолжал функционировать установленный порядок рассмотрения на местах содержания исходно-разрешительной проектной документации на строительство объектов производственного и жилищно-гражданского назначений. По каждому проекту в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 и 11-01-95 выдавалось заключение по разделу "Инженерно-технические мероприятия ГО. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций". Наряду с положительными моментами в этой работе в отдельных субъектах Российской Федерации продолжают иметь место нарушения требований нормативных документов по вопросам проектирования, выбора места расположения, строительства и эксплуатации потенциально опасных объектов. Более качественно рассмотрение исходно-разрешительной проектной документации велось специалистами РСЧС Республики Северная Осетия - Алания, Республики Марий Эл и Белгородской области.

Несмотря на невысокий общий уровень инженерной защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, следует все же отметить, что за последнее время в некоторых регионах стала обозначаться тенденция к повышению активизации деятельности должностных лиц и органов управления, отвечающих за состояние защиты населения и территорий от поражающих факторов, вызываемых производственными авариями и стихийными бедствиями. Это относится, прежде всего, к структурам РСЧС Удмуртской Республики, Республики Башкортостан, Пермского края, г.г.Москвы и Санкт-Петербурга, Пензенской и Белгородской областей.

Общий же уровень инженерных мероприятий по защите населения и территорий по своему объему и содержанию по-прежнему не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Интересы обеспечения безопасности людей требуют более настойчивой и целенаправленной деятельности должностных лиц и органов управления РСЧС всех уровней по безусловному осуществлению комплекса инженерных мероприятий, предусмотренных соответствующими правовыми актами, принятыми федеральными и региональными целевыми программами, а также изыскания необходимых финансовых ресурсов в интересах разработки и внедрения более эффективных способов снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций различного происхождения.