О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

Таблица 6.3

     

Показатели охвата оповещением населения федеральных округов

N п/п

Федеральный округ

в целом, %

за 5 мин (%)

за 30 мин (%)

1

г.Москва

100

78

100

2

Центральный ФО

89,5

63,7

88

3

Южный ФО

82,2

41,5

78,3

4

Северо-Западный ФО

84,2

60

83,9

5

Приволжский ФО

95,1

55,8

90,9

6

Уральский ФО

78,6

54,5

77,8

7

Сибирский ФО

81,4

45

74,6

8

Дальневосточный ФО

83,2

55,3

83



Локальные системы оповещения обеспечивают доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления потенциально опасных объектов до персонала этих объектов, персонала других организаций и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения, а также органов управления, уполномоченных на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целях контроля состояния готовности систем централизованного оповещения населения органами управления МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями связи в 2008 году проведены проверки готовности региональных и локальных систем оповещения к использованию по предназначению.

Анализ результатов проверок этих систем оповещения позволяет выделить ряд общих для большинства субъектов Российской Федерации проблемных вопросов в организации и осуществлении оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Из 83 региональных систем оповещения населения субъектов Российской Федерации готовы к использованию по предназначению только 52 (62,7%), а ограниченно готова 31 (37,3%), в том числе:

в Северо-Западном федеральном округе - 4 (Архангельская, Новгородская и Ленинградская области, Ненецкий автономный округ);

в Южном федеральном округе - 8 (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания и Чеченская Республика, Ставропольский край и Астраханская область);

в Приволжском федеральном округе - 1 (Кировская область);

в Уральском федеральном округе - 3 (Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа);

в Сибирском федеральном округе - 8 (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Кемеровская, Иркутская и Новосибирская области);

в Дальневосточном федеральном округе - 7 (Республика Саха (Якутия), Приморский и Камчатский края, Еврейская автономная область, Сахалинская, Магаданская и Амурская области).

Ограниченная готовность систем оповещения обусловлена тем, что:

не обеспечивается автоматизированный режим передачи сигналов и информации оповещения (Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Чеченская Республика и Республика Бурятия);

технические средства оповещения выработали установленные сроки эксплуатации и не обеспечивают надежный прием и передачу сигналов и информации оповещения (Республика Адыгея, Республика Хакасия, Удмуртская Республика, Приморский и Камчатский края, Еврейская автономная область, Ивановская, Ульяновская, Архангельская, Саратовская, Пензенская и Омская области, Ненецкий автономный округ и некоторые другие субъекты РФ);

менее 50% населения охвачено электросиренами (Республика Калмыкия, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Алтай, Республика Хакасия, Республика Бурятия, Ставропольский, Приморский и Камчатский края, Астраханская, Кировская, Томская, Ленинградская, Калининградская и Ульяновская области, Ханты-Мансийский автономный округ), что не обеспечивает своевременного доведения до населения сигнала "Внимание всем!" для привлечения внимания граждан к экстренным сообщениям, передаваемым по электронным средствам массовой информации.

Проведенный анализ показал, что наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Южном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, где уже сегодня 100% региональных систем оповещения требует проведения реконструкции, что в итоге может привести к ограничению, а в отдельных субъектах Российской Федерации и к потере возможности централизованного оповещения населения.

При этом в Дальневосточном федеральном округе имеет место устойчивая тенденция к снижению готовности действующих систем оповещения населения. Так, за период с 2003 года количество готовых к использованию по предназначению систем оповещения уменьшилось с 8 до 2. На сегодня готовы к использованию по предназначению только системы оповещения Амурской области и Чукотского автономного округа.

Необходимость проведения коренной реконструкции действующих систем оповещения населения продиктована использованием в составе указанных систем устаревшего, не поддерживающего цифровой формат передачи сигналов оповещения и выработавшего свой эксплуатационный ресурс оборудования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года N 1544-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществить мероприятия по реконструкции и обеспечению готовности действующих систем оповещения. В целях реализации данного распоряжения в большинстве субъектов Российской Федерации приняты соответствующие распоряжения глав администраций и утверждены планы мероприятий по реконструкции региональных систем оповещения.

В 2008 году мероприятия по реконструкции региональных систем оповещения проводили 40 субъектов Российской Федерации, что на 2,4% больше чем в 2007 году. Наиболее активно эта работа проводилась в ряде субъектов Центрального и Дальневосточного федеральных округов, в том числе в Республике Хакасия, в г.г.Москве и Санкт-Петербурге, Липецкой, Владимирской, Воронежской, Орловской, Тульской, Архангельской, Вологодской, Тюменской, Амурской и Сахалинской областях, Ямало-Ненецком АО.

Вместе с тем, при их проведении отдельные субъекты Российской Федерации (Ярославская и Тверская области и др.), несмотря на неоднократные обращения МЧС России, планируют использовать технические средства и комплексы оповещения, не проходившие государственных испытаний и не отвечающие повышенным требованиям, предъявляемым к техническим средствам оповещения населения, а также использующие в нарушение распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.10.2007 N 1354-р импортную элементную базу.

Применение подобных технических средств может привести к непредвиденным последствиям из-за ложных срабатываний, отказов во время их запусков, а также низкой защищенности от ложного ввода информации.

Ранее в интересах местных (в границах муниципальных образований) систем оповещения для органов местного самоуправления и сельского населения основным средством оповещения было проводное вещание.

Однако по причине нерентабельности сетей проводного вещания, особенно в сельской местности, происходит их постоянное сокращение. В результате в ряде субъектов Российской Федерации (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Республика Тыва) они практически отсутствуют.

Во всех субъектах Российской Федерации в 90-х годах были разработаны программы перехода в сельской местности с проводного на эфирное вещание. Однако темпы их реализации ниже темпов сокращения сетей проводного вещания, что снижает охват населения средствами массовой информации, используемыми в системах оповещения.