Показатели охвата оповещением населения федеральных округов
N п/п | Федеральный округ | в целом, % | за 5 мин (%) | за 30 мин (%) | |||
1 | г.Москва | 100 | 78 | 100 | |||
2 | Центральный ФО | 89,5 | 63,7 | 88 | |||
3 | Южный ФО | 82,2 | 41,5 | 78,3 | |||
4 | Северо-Западный ФО | 84,2 | 60 | 83,9 | |||
5 | Приволжский ФО | 95,1 | 55,8 | 90,9 | |||
6 | Уральский ФО | 78,6 | 54,5 | 77,8 | |||
7 | Сибирский ФО | 81,4 | 45 | 74,6 | |||
8 | Дальневосточный ФО | 83,2 | 55,3 | 83 |
Локальные системы оповещения обеспечивают доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления потенциально опасных объектов до персонала этих объектов, персонала других организаций и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения, а также органов управления, уполномоченных на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях контроля состояния готовности систем централизованного оповещения населения органами управления МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями связи в 2008 году проведены проверки готовности региональных и локальных систем оповещения к использованию по предназначению.
Анализ результатов проверок этих систем оповещения позволяет выделить ряд общих для большинства субъектов Российской Федерации проблемных вопросов в организации и осуществлении оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Из 83 региональных систем оповещения населения субъектов Российской Федерации готовы к использованию по предназначению только 52 (62,7%), а ограниченно готова 31 (37,3%), в том числе:
в Северо-Западном федеральном округе - 4 (Архангельская, Новгородская и Ленинградская области, Ненецкий автономный округ);
в Южном федеральном округе - 8 (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания и Чеченская Республика, Ставропольский край и Астраханская область);
в Приволжском федеральном округе - 1 (Кировская область);
в Уральском федеральном округе - 3 (Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа);
в Сибирском федеральном округе - 8 (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Кемеровская, Иркутская и Новосибирская области);
в Дальневосточном федеральном округе - 7 (Республика Саха (Якутия), Приморский и Камчатский края, Еврейская автономная область, Сахалинская, Магаданская и Амурская области).
Ограниченная готовность систем оповещения обусловлена тем, что:
не обеспечивается автоматизированный режим передачи сигналов и информации оповещения (Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Чеченская Республика и Республика Бурятия);
технические средства оповещения выработали установленные сроки эксплуатации и не обеспечивают надежный прием и передачу сигналов и информации оповещения (Республика Адыгея, Республика Хакасия, Удмуртская Республика, Приморский и Камчатский края, Еврейская автономная область, Ивановская, Ульяновская, Архангельская, Саратовская, Пензенская и Омская области, Ненецкий автономный округ и некоторые другие субъекты РФ);
менее 50% населения охвачено электросиренами (Республика Калмыкия, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Алтай, Республика Хакасия, Республика Бурятия, Ставропольский, Приморский и Камчатский края, Астраханская, Кировская, Томская, Ленинградская, Калининградская и Ульяновская области, Ханты-Мансийский автономный округ), что не обеспечивает своевременного доведения до населения сигнала "Внимание всем!" для привлечения внимания граждан к экстренным сообщениям, передаваемым по электронным средствам массовой информации.
Проведенный анализ показал, что наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Южном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, где уже сегодня 100% региональных систем оповещения требует проведения реконструкции, что в итоге может привести к ограничению, а в отдельных субъектах Российской Федерации и к потере возможности централизованного оповещения населения.
При этом в Дальневосточном федеральном округе имеет место устойчивая тенденция к снижению готовности действующих систем оповещения населения. Так, за период с 2003 года количество готовых к использованию по предназначению систем оповещения уменьшилось с 8 до 2. На сегодня готовы к использованию по предназначению только системы оповещения Амурской области и Чукотского автономного округа.
Необходимость проведения коренной реконструкции действующих систем оповещения населения продиктована использованием в составе указанных систем устаревшего, не поддерживающего цифровой формат передачи сигналов оповещения и выработавшего свой эксплуатационный ресурс оборудования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года N 1544-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществить мероприятия по реконструкции и обеспечению готовности действующих систем оповещения. В целях реализации данного распоряжения в большинстве субъектов Российской Федерации приняты соответствующие распоряжения глав администраций и утверждены планы мероприятий по реконструкции региональных систем оповещения.
В 2008 году мероприятия по реконструкции региональных систем оповещения проводили 40 субъектов Российской Федерации, что на 2,4% больше чем в 2007 году. Наиболее активно эта работа проводилась в ряде субъектов Центрального и Дальневосточного федеральных округов, в том числе в Республике Хакасия, в г.г.Москве и Санкт-Петербурге, Липецкой, Владимирской, Воронежской, Орловской, Тульской, Архангельской, Вологодской, Тюменской, Амурской и Сахалинской областях, Ямало-Ненецком АО.
Вместе с тем, при их проведении отдельные субъекты Российской Федерации (Ярославская и Тверская области и др.), несмотря на неоднократные обращения МЧС России, планируют использовать технические средства и комплексы оповещения, не проходившие государственных испытаний и не отвечающие повышенным требованиям, предъявляемым к техническим средствам оповещения населения, а также использующие в нарушение распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.10.2007 N 1354-р импортную элементную базу.
Применение подобных технических средств может привести к непредвиденным последствиям из-за ложных срабатываний, отказов во время их запусков, а также низкой защищенности от ложного ввода информации.
Ранее в интересах местных (в границах муниципальных образований) систем оповещения для органов местного самоуправления и сельского населения основным средством оповещения было проводное вещание.
Однако по причине нерентабельности сетей проводного вещания, особенно в сельской местности, происходит их постоянное сокращение. В результате в ряде субъектов Российской Федерации (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Республика Тыва) они практически отсутствуют.
Во всех субъектах Российской Федерации в 90-х годах были разработаны программы перехода в сельской местности с проводного на эфирное вещание. Однако темпы их реализации ниже темпов сокращения сетей проводного вещания, что снижает охват населения средствами массовой информации, используемыми в системах оповещения.