Проведение эвакуации населения в ЧС природного и техногенного характера рассматривается как один из важных способов защиты населения и смягчения последствий в случае возникновения производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Проведение эвакуационных мероприятий определяется характером источника ЧС, характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий, а также заблаговременной подготовкой эвакуационных органов, систем оповещения и связи, сил и средств, детальным планированием и тщательной проработкой всех мероприятий по обеспечению эвакуации населения с учетом местных условий и особенностей.
Совершенствование мероприятий, связанных с заблаговременной организацией эвакуации населении, подверженного прогнозируемому воздействию поражающих факторов, вызываемых производственными авариями и стихийными бедствиями, в отчетном году осуществлялось по следующим направлениям:
совершенствование планирования эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из прогнозируемых зон бедствий и их временного размещения в безопасных районах;
создание и повышение профессиональной подготовки эвакоорганов;
подготовка транспортных средств к эвакуации населения;
заблаговременная подготовка районов временного размещения эвакуируемых;
организация первоочередного жизнеобеспечения населения в местах его временного размещения;
создание и систематическое обновление (пополнение) банка данных, связанных с осуществлением эвакомероприятий.
В целях организованного проведения эвакуационных мероприятий во всех регионах и областях постановлением глав администраций созданы эвакуационные комиссии звена "область - город - район", которые в 2008 году осуществляли заблаговременное уточнение планирующих документов по вопросам эвакуации и готовности эвакуационных органов по предназначению, проверки наличия и качества укомплектованности необходимым оборудованием, проводились тактико-специальные учения, командно-штабные тренировки и показные занятия на всех уровнях с практическим развертыванием эвакоорганов и оперативных групп.
Наиболее подготовленными, по итогам истекшего года, являются эвакоорганы Кабардино-Балкарской Республики, Республики Марий Эл, Республики Башкортостан, Республики Северная Осетия - Алания, Республики Карелия, Республики Коми, Пермского и Приморского краев, Пензенской, Белгородской и Кировской областей.
Следует отметить, что на общем фоне социально-экономических преобразований, осуществление перевозок при эвакомероприятиях весьма затруднительно. Основная причина - резкое сокращение количества государственного грузового и пассажирского автотранспорта и одновременное увеличение коммерческого и частного транспорта, ослабление управления по вертикали. Правовая основа для привлечения коммерческого и частного транспорта к выполнению эвакомероприятий в настоящее время отсутствует. Требуется разработка на правительственном уровне механизма организованного объединения транспортных средств, а также средств ремонта и технического обслуживания на административных территориях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
В полном объеме решаются вопросы обеспечения эвакомероприятий транспортными средствами в Республике Марий Эл, Удмуртской Республике, г.Москве, Брянской, Владимирской, Белгородской и Нижегородской областях.
В 2008 году решались задачи системы жизнеобеспечения населения, эвакуируемого из прогнозируемых зон поражения, - определялись (уточнением) места размещения эвакуируемых, обеспечение их продовольствием, водой, предметами первой необходимости, медикаментами. В лучшую сторону в решении данного вопроса отмечаются республики Татарстан, Марий Эл, Северная Осетия - Алания, Дагестан, Карелия, Кировская, Белгородская и Пензенская области.
В 2008 году продолжалась работа по совершенствованию компьютерной базы данных "Сводные показатели по эвакуации населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориях субъектов Российской Федерации". Обновлена некоторая информация по объемам и способам эвакуации населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также по планируемым районам временного размещения эвакуируемого населения.
В интересах повышения уровня готовности территориальных и местных эвакуационных органов к осуществлению эвакуационных мероприятий на федеральном уровне целесообразно в кратчайшие сроки решить следующие вопросы: развить нормативную правовую базу по порядку подготовки и осуществления эвакомероприятий; ускорить работу по созданию страхового фонда документации; ускорить освоение безопасных в инженерном отношении зон; завершить создание запасов продовольствия и материальных средств; определить жилой фонд для размещения эваконаселения; своевременно корректировать планы автотранспортного обеспечения перевозок; обеспечить горюче-смазочными материалами эвакотранспорт; предусмотреть порядок обеспечения занятости эвакуированного населения; предусмотреть обеспечение эвакуированного населения предметами первой необходимости; повысить ответственность должностных лиц за поддержание в исправном состоянии зданий и сооружений, предназначенных для укрытия вывозимых материальных и культурных ценностей; продолжить совершенствование компьютерной базы данных "Сводные показатели по эвакуационным мероприятиям из зон возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориях субъектов Российской Федерации", сделав ее более мобильной и доступной в использовании.
В целом, территориальная подсистема РСЧС к заблаговременной и экстренной эвакуации населения из вероятных зон ЧС природного и техногенного характера подготовлена.