О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

6.1.1. Создание систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов


Обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращение экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций являются важнейшими задачами государства. Данная проблема носит комплексный характер, ее решение требует продуманной координации действий органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, предполагает обеспечение тесного взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, активного сотрудничества с заинтересованными сторонами на международном уровне.

В Российской Федерации сформирована одна из наиболее эффективных систем экстренного реагирования и ликвидации последствий ЧС.

Общее поступательное развитие во всех сферах, в том числе решение к 2020 году поставленных социально-экономических задач, основанное на создании новых условий для предпринимательской деятельности и развитии среднего класса, возможно лишь при условии обеспечения комплексной безопасности, и для ее решения требуется продуманная координация действий органов государственной власти всех уровней, бизнеса, активного сотрудничества на международном уровне, а также при участии в решении проблем политических институтов (политических партий).

С этой целью в 2008 году в Российской Федерации принят к осуществлению межведомственный проект "Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов".

Мероприятия проекта носят межотраслевой характер. Реализация мероприятий предполагает участие всех субъектов процесса, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных органов управления, а также ведущих общественно-политических объединений, неправительственных и международных организаций.

Это позволит эффективно осуществлять единую государственную политику в сфере обеспечения безопасности стратегических направлений развития, решить проблему диспропорций в развитии экономического потенциала и размещения систем обеспечения безопасности, защиты населения и территорий с учетом изменения характера угроз и рисков чрезвычайных ситуаций в среднесрочном и долгосрочном периодах. В рамках проекта будут применены новые механизмы сотрудничества государства и гражданского общества, обеспечивающие их эффективное взаимодействие.

Для достижения целей проекта должны быть решены следующие задачи:

1. Разработка и создание комплексной системы обеспечения безопасности потенциально опасных и критически важных объектов и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

К таким объектам в первую очередь относятся объекты нефте- и газодобычи, включая разведку и добычу углеводородов на континентальном шельфе, объекты ядерной энергетики, металлургические и химические производства, продуктопроводы, маршруты транспортировки углеводородов и другого сырья, объекты переработки углеводородов, энергообъекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения и т.д.

Компоненты опасности обусловлены:

процессами и явлениями, протекающими в природной среде: литодинамическими процессами, эндогенной геодинамикой, гидрометеорологическими условиями;

технологическими причинами;

активизацией экономической и хозяйственной деятельности, включая транспортную составляющую.

2. Одним из приоритетных направлений реализации проекта будет совершенствование систем мониторинга потенциально опасных объектов и территорий активного промышленного освоения, создание на стратегически важных направлениях региональных федеральных ситуационных центров, располагающих данными мониторинга и силами быстрого реагирования, что позволит обеспечить немедленные эффективные действия в случае наступления чрезвычайных ситуаций.

3. Реализация проекта предполагает решение вопросов совершенствования действующего законодательства как в области независимой системы оценки рисков ЧС на потенциально опасных объектах, так и в области улучшения нормативной базы по предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, разработку ряда мер законодательного характера по обеспечению промышленной и экологической безопасности объектов добычи углеводородного сырья на морских месторождениях, мер по определению статуса и структуры создаваемых региональных федеральных ситуационных центров.

4. Мероприятия в составе проекта позволят осуществлять оценку природно-техногенных рисков и разрабатывать варианты обеспечения безопасности в случае необходимости экстренного реагирования на трех уровнях принятия решений: стратегическом, при проектировании объектов инфраструктуры и в режиме их эксплуатации.

5. Реализация проекта позволит также обеспечить значимый социальный эффект по таким направлениям, как:

повышение безопасности населения и территорий;

снижение уровня негативного восприятия различными социальными группами значимых для устойчивого социально-экономического развития страны проектных инициатив и их последствий через прозрачные процедуры контроля уровня безопасности проектов;

создание благоприятного социально-психологического климата, в том числе путем постоянного информирования населения о состоянии опасных объектов, расположенных в непосредственной близости от мест проживания, а также необходимых условий и перспектив опережающего повышения качества жизни, общественной и экологической безопасности;

повышение экономической и миграционной привлекательности территорий реализации крупных инвестиционных проектов.

В работу межведомственного проекта "Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов" на условиях государственно-частного партнерства вовлечены федеральные органы исполнительной власти и организации - МЧС России, Минтранс России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, МПР России, Госкорпорация "Росатом", ОАО "Газпром", ОАО "Лукойл", ОАО "Норильский никель", ОАО "Транснефть".

Цель партнерства в реализации проекта состоит в:

обеспечении интегрального подхода к предотвращению ЧС;

обеспечении снижения рисков бедствий на основе повышения качества и оперативности идентификации, оценки, мониторинга факторов опасности ЧС и своевременного прогнозирования опасных ситуаций;

создании системы раннего оповещения и взаимоуведомления о риске ЧС;

координировании совместных усилий, укреплении готовности для эффективного и своевременного реагирования на ЧС;

обеспечении регулярного оперативного взаимообмена информацией.