Основной задачей экспертной деятельности МЧС России в 2008 году являлось обеспечение принятия обоснованных инженерных, технических и хозяйственных решений, влияющих на безопасность населения и территорий, а также исключение возможности создания объектов, способных в нештатных, аварийных ситуациях нанести недопустимый вред населению, территориям, персоналу объектов, имуществу третьих лиц и окружающей природной среде.
В 2008 году экспертиза в системе МЧС России осуществлялась специализированной организацией - Государственным учреждением "Государственная экспертиза МЧС России" и его подразделениями, дислоцированными в федеральных округах и субъектах Российской Федерации.
Экспертные заключения в части, касающейся компетенции МЧС России, подготавливались по направлениям:
проектная документация схем территориального планирования и генеральных планов муниципальных образований;
проектно-сметная документация на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, финансируемых по линии МЧС России;
документы и материалы на списание защитных сооружений гражданской обороны;
планы по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
специальные технические условия, разрабатываемые для уникальных объектов и объектов, проектируемых с вынужденными отступлениями от действующих нормативных документов.
Кроме того, на добровольной основе по заявкам заказчиков осуществлялась специализированная экспертиза проектной документации с целью определения ее соответствия требованиям в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности.
Основным результатом деятельности Государственной экспертизы МЧС России в 2008 году является проведение 6421 экспертизы, из них:
выдано положительных заключений - 5944;
отправлено на доработку - 420;
отклонено - 50.
В процессе проведения экспертиз было сделано более 12 тысяч замечаний, оперативно учтенных в проектной документации перед выдачей положительных заключений.
В 2008 году в Государственной экспертизе МЧС России рассмотрено 16 схем территориального планирования, в том числе по следующим субъектам Российской Федерации:
республикам Адыгея, Дагестан и Кабардино-Балкарской Республике;
Алтайскому, Ставропольскому и Краснодарскому краям;
Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Липецкой, Нижегородской, Омской, Тамбовской и Ярославской областям.
Рассмотрено 11 генеральных планов городов, в том числе Москвы, Сочи, Ессентуков, Димитровграда, Серпухова, Углича, Энгельса и 28 генеральных планов муниципальных образований и сельских поселений.
Из рассмотренных документов положительные заключения выданы по 8 схемам территориального планирования и 9 генеральным планам.
Положительные заключения в основном были выданы по результатам повторных рассмотрений после устранения выявленных недостатков.
Основной причиной отрицательных заключений и направления документов на доработку являлось отсутствие в них обобщенной, систематизированной информации о возможных ЧС природного и техногенного характера, об обеспечении пожарной безопасности.
Из числа технически сложных и особо опасных объектов, прошедших экспертизу в 2008 году, следует отметить:
проекты строительства Зарамагских ГЭС в Республике Северная Осетия - Алания и Вилюйской ГЭС-3 в Республике Саха (Якутия);
проекты обустройства газоконденсатных месторождений на полуострове Ямал;
проекты прокладки промысловых трубопроводов в составе развития проекта Сахалин-1;
проект Ленинградской ГАЭС;
проекты строительства линий метрополитена в г.Казани;