О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

5.3. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации ЧС является осуществление государственного надзора и контроля.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст.27) государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС проводятся в соответствии с задачами, возложенными на РСЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Основными методами надзора и контроля, осуществляемыми МЧС России и его территориальными органами в 2008 году, являлись: проведение комплексных и специализированных проверок (инспектирования) территориальных и ведомственных подсистем РСЧС, участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации, в организации и проведении декларирования безопасности опасных производственных объектов, а также в расследовании ЧС.

В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (далее - органы ГПН), являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в 2008 году осуществляли деятельность по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований пожарной безопасности.

За органами ГПН в 2008 году было закреплено 2221699 объектов пожарного надзора (рис.5.1).     

     
Рис.5.1. Количество объектов пожарного надзора, ед.



Инспекторами ГПН на закрепленных объектах в течение 2008 года было проведено 433508 плановых, а также 305450 внеплановых мероприятий по контролю выполнения ранее выданных предписаний и 200862 иных внеплановых мероприятия (рис.5.2-5.3).

     
Рис.5.2. Количество плановых мероприятий по контролю, ед.

     

     
Рис.5.3. Количество внеплановых мероприятий по контролю, ед.



Во время осуществления инспекторами ГПН плановых мероприятий по контролю на закрепленных объектах было выявлено 5467575 нарушений требований пожарной безопасности (рис.5.4), инспекторами ГПН составлено 433507 актов по результатам проведения мероприятий по контролю и вручено 410693 предписания ГПН. При проведении внеплановых мероприятий по контролю за ранее выданными предписаниями составлено 305214 актов и вручено 165067 предписаний ГПН, по иным внеплановым мероприятиям, проведенным на объектах надзора, было выявлено 821076 нарушений требований пожарной безопасности, составлено 182036 актов и вручено 95353 предписания ГПН.

     
Рис.5.4. Количество нарушений требований пожарной безопасности по результатам проведения плановых мероприятий по контролю, ед.



В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации органами ГПН в 2008 году было достигнуто устранение 5027129 нарушений требований пожарной безопасности согласно установленным срокам, направлено 46102 сообщения о противопожарном состоянии объектов надзора в органы прокуратуры, составлено 691619 протоколов об административных правонарушениях (рис.5.5), из них 583642 - в отношении физических лиц и 107977 - в отношении юридических лиц (рис.5.6).

    

Рис.5.5. Количество протоколов об административных правонарушениях, ед.

     

     
Рис.5.6. Количество протоколов об административных правонарушениях в отношении физических и юридических лиц, ед.



Деятельность государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами по двум направлениям:

совершенствование нормативной правовой базы по проблемам организации и осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

осуществление надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (далее - надзор в области ЧС). Распределение объектов надзора в области ЧС по федеральным округам приведено на рис.5.7.