О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

4.1. Обобщенный показатель состояния защиты населения от потенциальных опасностей


Основным направлением деятельности координационных органов и органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по реализации комплекса мер, направленных на предупреждение ЧС и смягчение их последствий, является создание условий, обеспечивающих приемлемые уровни риска потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения, которые могут реализоваться при возникновении природных, техногенных и биолого-социальных ЧС, пожаров и дорожно-транспортных происшествий, а также при пользовании водными объектами.

Для определения уровней потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения в регионе формируются количественные показатели, позволяющие выполнить сравнительный анализ состояния защиты населения в субъектах Российской Федерации и оценить эффективность реализации комплекса мер, направленных на предупреждение ЧС.

Членами Российского научного общества анализа риска, учеными и специалистами РАН, МЧС России, Ростехнадзора, других министерств, ведомств и организаций проведена большая работа по разработке методов количественной оценки рисков для населения и территорий. В частности, разработана номенклатура показателей и индикаторов опасностей и угроз, а также алгоритмы расчета их значений и принципы анализа риска для населения и территорий.

Обобщенным показателем защиты населения от потенциальных опасностей является средняя величина индивидуального риска. Численное значение этой величины для Российской Федерации определяется отношением числа пострадавших (числа погибших или получивших ущерб здоровью) при реализации потенциальных опасностей к численности населения страны. Аналогичным показателем характеризуется состояние защиты населения федеральных округов и субъектов Российской Федерации.

На основе данных, представленных субъектами Российской Федерации для подготовки Государственного доклада, определены количественные значения средних величин индивидуального риска для жизнедеятельности населения по стране, федеральным округам и субъектам Российской Федерации, что позволило сопоставить уровни возможных потенциальных опасностей в регионах (федеральных округах).

Сравнительная оценка уровней потенциальных опасностей осуществляется путем сопоставления средних величин индивидуального риска по стране и в субъектах Российской Федерации (федеральных округах):

уровень потенциальных опасностей в федеральных округах и субъектах принимается относительно оптимальным (зеленый цвет на картах и в таблицах), если соответствующие значения средних величин индивидуального риска ниже значения средней величины индивидуального риска по стране более чем на треть;

уровень потенциальных опасностей в федеральных округах и субъектах принимается относительно допустимым (желтый цвет на картах и в таблицах), если соответствующие значения средних величин индивидуального риска отличаются от значения средней величины индивидуального риска по стране не более чем на треть;

уровень потенциальных опасностей в федеральных округах и субъектах принимается относительно неприемлемым (красный цвет на картах и в таблицах), если соответствующие значения средних величин индивидуального риска выше значения средней величины индивидуального риска по стране более чем на треть.

Граничные значения интервалов, устанавливающие уровни потенциальной опасности, определены из условия равенства интервалов значений средней величины индивидуального риска, соответствующих оптимальному и допустимому уровням.

На картах (рис.4.1-4.6), где числа соответствуют номерам (кодам), принятым для субъектов Российской Федерации, отображены уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации, которые обусловлены следующими факторами:

происшествиями на водных объектах;

техногенными, природными и биолого-социальными ЧС, в соответствии с данными таблиц 1.1-1.3;

пожарами;

дорожно-транспортными происшествиями;

совокупностью перечисленных факторов.

На карте, представленной на рис.4.6, отображены уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации, обусловленных возможными техногенными ЧС на потенциально опасных объектах. При определении средней по субъекту Российской Федерации величины индивидуального риска от возможных техногенных ЧС на потенциально опасных объектах использовались прогнозные результаты, полученные при разработке паспортов безопасности.

Относительные уровни потенциальных опасностей по федеральным округам представлены в таблице 4.1.

Для повышения достоверности результатов оценки средних величин индивидуального риска для жизнедеятельности населения необходимо нормировать среднюю величину индивидуального риска по России и применять единую межотраслевую методику определения обобщенного показателя оценки состояния защиты населения. Данный обобщенный показатель необходимо использовать при разработке типовых паспортов безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Для организации согласованного мониторинга показателей и индикаторов возможных техногенных ЧС на потенциально опасных объектах МЧС России совместно с Ростехнадзором необходимо разработать единый межотраслевой подход для его осуществления и соответствующее методическое сопровождение.

     
Рис.4.1. Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения, обусловленные происшествиями на водных объектах

     

      
Рис.4.2. Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения, обусловленные техногенными, природными и биолого-социальными чрезвычайными ситуациями в соответствии с данными таблиц 1.1-1.3     


      
Рис.4.3. Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения, обусловленные пожарами