О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

2.2.7. Основные результаты деятельности по совершенствованию системы обеспечения пожарной безопасности


Анализ статистики показывает, что комплекс принятых мер позволил не только стабилизировать обстановку с пожарами, но и создать устойчивую тенденцию к сокращению их числа и количества погибших при пожарах людей.

Сформировано 83 территориальных и 1985 местных гарнизонов пожарной охраны, объединивших под единым руководством все пожарные и аварийно-спасательные формирования независимо от их ведомственной принадлежности.

Остается проблема прикрытия почти 70 тыс. населенных пунктов с населением более 19 млн.чел., находящихся на значительном удалении от пожарных подразделений. Так, не решен до конца вопрос об оборудовании объектов образования и социальной защиты системами раннего обнаружения пожаров. Из более 200 тыс. подобных объектов только 60% оборудовано средствами автоматической пожарной сигнализации. При этом созданы и прекрасно себя зарекомендовали новые высокоэффективные средства обнаружения пожаров. К примеру, беспроводная система автоматической пожарной сигнализации, стоимость которой в 1,5 раза ниже по сравнению с традиционными проводными системами, а монтаж в пять раз быстрее, при вероятности срабатывания, близкой к 100%. Это очень эффективное инновационное направление, которое способно значительно повысить уровень пожарной безопасности.

В 2009 году необходимо обеспечить эффективную деятельность группировки Федеральной противопожарной службы, реализовать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах Российской Федерации. Организовать разработку и внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения и тушения пожаров, оповещения населения о пожарах, а также создание новых средств спасения людей при пожарах и средств пожаротушения.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, председателям КЧС, руководителям территориальных органов МЧС России необходимо уделить этому вопросу пристальное внимание.

Значительно улучшить обеспечение пожарной безопасности призвана Федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российский Федерации на период до 2012 года". Ее выполнение позволит сократить гибель людей при пожарах в 2 раза и уменьшить экономический ущерб от них более чем на 40 млрд.руб. в год.

В 2008 году в МЧС России продолжена работа по разработке и формированию законодательной и нормативной базы по созданию независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В рамках реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о пожарной безопасности" МЧС России проводилась работа по разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего "Порядок оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки риска".

Это решение позволит определить правила и процедуру проведения независимой оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности. Порядком определены участники независимой оценки пожарного риска и основные требования к ним. Экспертами по независимой оценке пожарного риска могут быть граждане Российской Федерации. Организациями по независимой оценке пожарного риска могут выступать юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и имеющие в своем штате не менее трех экспертов по независимой оценке пожарного риска.

Страховые организации в целях осуществления предстраховой экспертизы объекта защиты могут выступать в качестве заказчиков независимой оценки пожарного риска.

Одним из основных условий допуска организаций и специалистов к проведению независимой оценки пожарного риска является их аккредитация и аттестация на проведение независимой оценки пожарного риска, порядок которой устанавливается МЧС России.

Нормативно-методическое обеспечение независимой оценки пожарного риска в настоящее время регулируется следующими документами:

1. Приказ МЧС России от 20.11.2007 N 607, утвердивший Порядок добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

2. Приказ МЧС России от 13.03.2008 N 119 "Об утверждении Порядка добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности".

3. Приказ МЧС России от 13.02.2008 N 67, утвердивший Положение о комиссии МЧС России по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, которым определены задачи, функции, состав и порядок организации деятельности комиссии МЧС России.

4. Приказ МЧС России от 01.10.2007 N  517 "Об утверждении Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами установленных требований пожарной безопасности".

Механизм проведения независимой оценки пожарного риска позволит использовать ее результаты при реализации других форм оценки объектов защиты требованиям безопасности, при составлении декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности объектов защиты, а также в области страхования.