О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

2.2.6. Современные технологии и средства пожаротушения


Развитие современных технологий и средств пожаротушения предусматривает:

анализ результатов эксплуатации высокотехнологичной пожарно-спасательной техники и разработку рекомендаций по ее использованию в различных условиях;

разработку методических документов по совершенствованию деятельности РСЧС в части ее технического обеспечения;

оказание практической помощи личному составу в освоении новых образцов пожарно-спасательной техники, совершенствовании методов ее использования, повышении ее эффективности;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых образцов пожарно-спасательной техники;

разработку нормативных документов и нормативно-правовых актов по пожарной безопасности.

В настоящее время отечественными производителями освоены основные виды пожарных автомобилей согласно действующему "Типажу пожарных автомобилей на 2006-2010 годы", в том числе автомобиль тушения высокократной пеной АТВП 1000-150.


Разработан и производится универсальный ручной комбинированный (водопенный) пожарный ствол РСКУ-50А с регулируемым расходом и с изменяемой геометрией струи. В 2009 году планируется закупка для нужд МЧС России около 1000 ед. указанных стволов.      



В 2009 году предусматривается проведение следующих наиболее перспективных опытно-конструкторских работ:

создание пожарно-спасательного автомобиля в климатическом исполнении ХЛ;

разработка пожарного автомобиля с повышенной дальностью подачи огнетушащих веществ для подразделений Федеральной противопожарной службы на критически важных объектах Российской Федерации;

разработка модульной установки пожаротушения для получения и подачи газонаполненной пены с использованием сжатого воздуха;

создание роботизированного пожарного комплекса для защиты коммуникационных коллекторов, автотранспортных и железнодорожных тоннелей, протяженных сооружений, стеллажных складов, ангаров и др. объектов с применением пожарных роботов на болидах.

Основополагающим документом, определяющим основные направления развития робототехники в МЧС России, является принятая в 1997 году Программа создания и внедрения РТС для решения задач МЧС России на 1997-2000 годы. Приказом МЧС России от 04.12.2003 N 719 указанная Программа была пролонгирована до 2010 года с учетом изменений и дополнений, отражающих потребности МЧС России в оснащении робототехническими средствами (РТС), в том числе противопожарными и воздушными системами. Руководствуясь этой программой, а также Федеральной целевой программой по обеспечению пожарной безопасности на 2009-2012 годы, в настоящее время проводятся работы по созданию и внедрению робототехнических комплексов различного назначения:

- наземные РТС для ведения разведки, аварийных, противопожарных, неотложно-восстановительных и других специальных работ внутри помещений и на местности в ЧС, связанных с радиационным и химическим загрязнением, а также выполнения операций по гуманитарному разминированию;     

- воздушные РТС с применением дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) для ведения оперативной разведки в условиях ЧС, в том числе при радиоактивном и химическом загрязнении;

- воздушные аэростатические летательные аппараты для проведения мониторинга и организации системы наблюдения и связи в местах проведения спасательных операций.

МЧС России разрабатывает концепцию использования группировки роботизированных мобильных средств, работающей в непосредственном контакте с наземными и воздушными средствами.



В настоящее время МЧС России располагает группировкой мобильных роботизированных наземных комплексов для проведения аварийно-спасательных и противопожарных операций в составе уже известных РТС легкого МРК-РП (рис.2.12) и среднего класса ЕЛЬ-4 (рис.2.13), а также робототехнического комплекса среднего класса LUF-60 (рис.2.14) и тяжелого класса ЕЛЬ-10 (рис.2.15). Все эти комплексы приняты в опытную эксплуатацию в 2008 году. По результатам опытной эксплуатации в 2009-2010 годах будут подготовлены практические руководства по их применению в условиях повышенного риска, в том числе при проведении совместных работ с аварийными подразделениями Росатома, что позволит сформировать наземную составляющую роботизированной группировки для проведения аварийно-спасательных операций.