О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году

Потенциальные опасности в промышленности и энергетике


По данным Минэнерго России, в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности основными причинами ЧС в 2008 году явились дефекты трубопроводов (трещины поперечных сварных швов, локальные коррозионные повреждения) и нештатные ситуации, связанные с их разгерметизацией из-за криминальных врезок, несоблюдение персоналом объектов правил техники безопасности.

Так, в ОАО "АК "Транснефть" произошло 2 ЧС, общий материальный ущерб от которых составил более 12,6 млн.руб., в ОАО "Транснефтепродукт" - 1 ЧС, общий материальный ущерб - 2 млн.руб.

В газовой промышленности технологические процессы, используемые на промышленных объектах, связаны с добычей, подготовкой, транспортировкой и переработкой взрывопожароопасного углеводородного сырья.

В ОАО "Сургутнефтегаз" произошла одна техногенная ЧС, общий материальный ущерб составил 107 млн.руб.

 



В угольной промышленности к основным потенциально опасным объектам (ПОО) относятся обогатительные фабрики (опасность взрыва и возгорания угольной пыли), хранилища запасов горючесмазочных материалов (ГСМ) (возгорание и взрыв топлива), горно-взрывные цеха (склады взрывчатых веществ и компонентов для их приготовления, модульные установки по производству жидких взрывчатых веществ).

Основными предпосылками возникновения ЧС в отрасли являлись высокая нагрузка на технические средства, используемые в технологическом процессе (запыленность, ограниченные пространства горных выработок); высокая вероятность образования концентрации пылегазовой смеси.

Ряд объектов отрасли размещен в сейсмоопасных районах, в которых возможны землетрясения силой от 1 до 4 баллов (10 филиалов ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", ОАО "Распадная") от 7 до 8 баллов (ОАО ХК "Якутуголь"). В целях снижения вероятности возникновения ЧС на данных объектах их строительство осуществлялось с учетом повышенной сейсмоустойчивости.

В нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности основными опасными транспортными объектами являются нефтепроводы (внутрипромысловые и магистральные), продуктопроводы, железнодорожный транспорт, автомобили - бензовозы и газовозы.

В ОАО "АНК "Башнефть" протяженность промысловых трубопроводов со степенью износа 50,1% составляет более 22,5 тыс.км, со степенью износа 43% - более 15,5 тыс.км.

ОАО "АК "Транснефтепродукт" располагает развитой сетью магистральных и распределительных нефтепродуктопроводов, общая протяженность которых составляет 19,5 тыс.км, и резервуарным парком общей вместимостью 4,9 млн.м. Средний срок службы линейной части магистральных нефтепроводов составляет 25,9 года, эксплуатации насосного парка - 17,3 года, резервуаров - 33,4 года, электрооборудования - 18 лет. В ОАО "Уфанефтехим" имеется около 4,1 тыс.км межзаводских и межцеховых трубопроводов (в т.ч. трубопроводов на технологических установках).



В ОАО НК "РуссНефть" основными видами транспорта при транспортировке нефти и нефтепродуктов являются трубопроводный, железнодорожный и автомобильный. Эксплуатируемая сеть промысловых нефтепроводов составляет более 5 тыс.км, протяженность напорных межпромысловых трубопроводов - более 2,5 тыс.км.

В структуру системы ОАО "АК "Транснефть" входит 12 предприятий, занимающихся транспортировкой нефти. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет 47,9 тыс.км.

В Российской Федерации эксплуатируется более 65 тыс. гидротехнических сооружений (ГТС) различного назначения, в том числе 29,4 тыс. напорных, решающих задачи гидроэнергетики, водного транспорта, сельского хозяйства, других отраслей, а также комплексные проблемы водообеспечения и регулирования стока. Практически все напорные ГТС потенциально опасны для населения и экономики страны.

Из общего количества напорных ГТС 400 сооружений относится к числу крупных, обеспечивающих создание водохранилищ емкостью более 10 млн.м, 2000 ГТС являются средними, обеспечивающими создание водохранилищ емкостью от 1 до 10 млн.м, и около 25 тыс. ГТС относится к числу малых, обеспечивающих создание водохранилищ емкостью до 1 млн.м. Около 10% гидротехнических сооружений является бесхозными, 30% - не имеет службы эксплуатации. Более 6000 ГТС нуждается в капитальном ремонте, 400 ГТС находится в аварийном состоянии.

К федеральной собственности относится 1930 ГТС (6,6% от общего числа). Две трети ГТС (63%) находится в эксплуатации от 20 до 50 лет, 17% ГТС находится в эксплуатации более 50 лет, в том числе около 300 сооружений эксплуатируется свыше 100 лет. Средний процент износа напорных ГТС составляет около 48%, в том числе: крупных напорных ГТС - 48,75%; средних напорных сооружений - 43,25%; малых напорных ГТС - 52,1%.


В связи с продолжительной эксплуатацией и недостаточным объемом проводимых ремонтно-восстановительных работ происходит разрушение основных конструкций сооружений, заиление водохранилищ и создается высокая вероятность ЧС, особенно при прохождении весенних половодий и паводков.

В зонах риска только крупных водохранилищ (емкостью более 10 млн.м) расположено около 370 населенных пунктов общей численностью населения до 1 млн.чел., а также многочисленные объекты экономики. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в Южном федеральном округе. По данным Росприроднадзора, здесь зарегистрировано 8609 ГТС, из них в предаварийном состоянии находится 781 объект, в аварийном состоянии - 389 объектов, износ объектов водопользования составляет от 70% до 90%.

В Российской Федерации государственный надзор за безопасностью ГТС осуществляют три надзорных органа: Росприроднадзор, Ростехнадзор и Ространснадзор. Наибольшее число поднадзорных ГТС относится к Росприроднадзору, который осуществляет надзор за 35,4 тыс. объектов (часть из них является безнапорными). Ростехнадзор осуществляет надзор за 426 напорными ГТС, которые являются объектами энергетики промышленности. Ространснадзор обеспечивает надзор за ГТС водного транспорта.

Одной из причин снижения уровня безопасности ГТС на объектах федеральной собственности является разобщенность усилий федеральных органов исполнительной власти, в чьем ведении находятся гидротехнические сооружения. Наличие многих балансодержателей ГТС затрудняет проведение единой технической политики в области безопасности ГТС, обеспечение их надлежащей эксплуатации.

Радиационная опасность. По данным ОАО "Концерн Энергоатом", в 2008 году источниками радиационной опасности на атомных станциях являлись реакторные установки энергоблоков, бассейны выдержки ядерного топлива, хранилища жидких и твердых отходов. В случае радиационных аварий на АЭС в потенциально опасных зонах может оказаться около 21 тыс. работников (персонала).